«Это не должно быть так, что республика успела с дорогами, а Якутск — нет. Это наша общая ответственность»

Глава Якутска Сардана Авксентьева подробно прокомментировала News.Ykt.Ru ход дорожных работ в столице и обозначила ряд проблем, из-за которых произошло замедление.

Какова сейчас обстановка по дорогам? Успеваете? 

— Только что мы провели очередное совещание с подрядчиками и получается, что из-за очень небольших видов работ у нас подвисают несколько объектов. На сегодня сдан мост через Шестаковку, до 31 октября будут сданы ул. Чайковского, Жорницкого, а также, при решении определенных проблем с сетями, — Суоруна Омоллоона и Ларионова, Якова Петерса, Экспериментальная и Арбиты. Подрядчики подтвердили, что закончат работы в срок. Есть проблемы по двум мостам, связанные с тем, что металлоконструкции были поздно отгружены из Тюмени, скоро уже прибудут, по ним работы закончатся к середине ноября. Их изготовление, как поясняет производитель, затянулось из-за паводков в ряде регионов в этом году: в первую очередь обслуживали заказчиков из зоны ЧС.

По улицам в Мархе и по Красильникова есть проблема с задержкой поставки электрических шкафов и светильников уличного освещения, но подрядчики обещают ее решить в ближайшие дни. На Суоруна Омоллоона должны подключить светофор на пешеходном переходе, просим «Якутскэнерго» дать точку подключения в более короткий срок.

Вопросы касаются уже не укладки асфальта?

— Нет, улицы, как все видят, заасфальтированы, осталось сделать съезды-примыкания на Жорницкого, Петра Алексеева, Хатынг-Юряхском шоссе, немного осталось на ул. Ларионова и велодорожка на Суоруна Омоллоона. К 31 октября данные работы будут завершены. На сегодня у нас 91% асфальтирования от плана уже выполнено, но дороги сдаются и принимаются в эксплуатацию в комплексе, как прописано в контрактах.

«Сюрпризы» по ходу строительства возникали неоднократно, буквально на днях столкнулись с проблемой на ул. Ларионова в том месте, где по просьбе жителей хотим организовать разворотную площадку для автобусов. Оказалось, что газопровод к ЖК «Парус» находится всего в 30 сантиметрах от поверхности, о чем мы проинформировали Ростехнадзор, непонятно, как принимали дом и почему подрядчик разместил трубу на такой маленькой глубине. Есть проблемы и на Хатынг-Юряхском шоссе и ул. Пилотов. На шоссе в ходе работ обнаружились большие пучинообразования, что существенно замедлило ход работы, на Пилотов есть проблемы с пропуском воды, связанные с ошибками в проектировании, подрядчик ждет на днях исправленные проектные решения, чтобы уложить лотки с нужным уклоном.

Можно ли сказать, что ситуация с дорогами в городе — провальная? 

— Нет, конечно. Сложно, напряженно — да, но ничего из разряда «провал года», учитывая беспрецедентные объемы — почти 26 километров — и сжатые сроки, не происходит.

Как вы реагируете на критику по этой теме, постоянно звучащую в ваш адрес со стороны правительства Якутии? 

— Наверное, не со стороны всего правительства, а со стороны куратора по реализации проекта на территории Якутии (заместителя председателя правительства республики Алексея Колодезникова — от ред.). Вы, наверное, обратили внимание, что в какой-то момент он говорит, что все под контролем, потом получается, что все не под контролем. Тем не менее на сегодня 85% дорожного покрытия в Якутске сделано, улицы в асфальте. Осталось 6 км дороги переходного типа в микрорайоне Северный, но там срок работ до конца ноября. На эти виды работ температура не влияет. Дорога в Северном, к слову, была одним из моих предвыборных обещаний на встречах с многодетными семьями, проживающими здесь. 

Отдельно оговорюсь, что с 1 июля 2019 года вступили в силу изменения в ФЗ-44, теперь допускается продление срока исполнения строительного контракта, если работы не выполнены в срок по объективным причинам. Если мы увидим документально подтвержденные сложности, возникшие не по вине подрядчика, отдельные контракты сможем продлить от 31 октября на две-три недели.

Если оглянуться назад, то нужно начать с того, в каких условиях мы вошли в эту федеральную программу «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Когда в ноябре 2018 года стало ясно, что Якутск попадет в эту программу, ни нужного количества денег в бюджете, ни всего комплекта проектно-сметной документации на 19 объектов, конечно же, не было. Официально соглашение о вхождении Якутска в БКАД было подписано в конце января 2019 года, денежные лимиты до нас довели в конце марта 2019 года. Еще был такой момент, что как только мы в бюджете города предусмотрели целевые средства на ремонт дорог, казначейство изъяло из них 70 миллионов рублей долга «Дориссу» еще за 2017 год. У нас появилась нехватка средств на дороги, из-за чего пришлось срочно искать и изымать из других направлений, выносить вопрос на сессию якутской Городской думы. Это тоже задержало работу. Только после того, как мы закрыли долговую дыру предыдущих лет, у нас появилось право проводить конкурсы. Не было бы долгов — все было бы быстрее.

Хочу отметить, что мы приняли решение об обязательном включении в программу 2019 улиц Суоруна Омоллоона и Ларионова, это новые густонаселенные микрорайоны, но ПСД по этим улицам не было. Поэтому пришлось заказать проект, плюс государственная экспертиза проекта, и так по каждому из 19 объектов — на секундочку, длится 102 дня — там тоже кое-что исправляли, заняло время. Продвижением в программу этих важных улиц занимался мой бывший заместитель Василий Гоголев. Поскольку проект новый, то на улице предусмотрены велодорожки, которые сейчас заканчивают делать. Следующая новелла — лабораторный контроль от ЯкутПНИИС. Это помогло. По Мархе контроль еще в процессе работ выявил проблемы с качеством асфальта — заставили подрядчика заменить. Вы же тоже отбирали пробы для независимой экспертизы? 

Да, по заказу нашей редакции сотрудники ЯкутПНИИС отобрали пробы с трех улиц, материалы мы отправили на экспертизу в лабораторию в Москве.

— Надеюсь, результаты исследований, которые мы заказали в ЯкутПНИИС, и ваши совпадут. К той же ул. Ларионова у нас сегодня есть претензии к качеству асфальта в части неровности укладки, частично по Красильникова, подрядчик эти претензии признал. В рамках гарантийных обязательств они это устранят. Акты соответствующие составим и подпишем. Контрактами установлены гарантийные сроки, например на дорожное покрытие до 4-5 лет. Поэтому выявленные недостатки будут устраняться подрядчиками бесплатно.

Нужно подчеркнуть, что наш подрядчик «Дорисс» кроме Якутска выиграл еще несколько тендеров в республике. Взяли слишком много объектов и не рассчитали свои силы. Подрядчики согласны в том, что не был скоординирован общереспубликанский график дорожных работ. Их погнали на трассы в районы, они туда уехали, и сегодня тот же «Дорисс» «героически» доделывает дорогу в районе Тюнгюлю и там тоже не успевает. Как мне стало известно, их ранее сняли с Вилюйской трассы из-за того, что работы были выполнены частично, контракт на определенный отрезок дороги с ними был прекращен. Эксперты-дорожники говорят, что эта история с «Дорисс» продолжается у нас третий год. Из года в год они работают все хуже и хуже. По «Сахатрасстрою» та же самая история, у них еще и с техникой есть проблемы, неоднократно ломалась. Я считаю, что координатор по республике должен был обеспечить равномерность графика производства дорожных работ. Многие горожане заметили, что тот же «Дорисс» вразвалочку работал летом на Хатынг-Юряхе, а ближе к зиме они уже бросили силы на город, а до этого они работали на трассах по республике. Не могу сказать, что это было чье-то волюнтаристское решение, но какие-то выводы напрашиваются — сначала нужно сделать республику и уже потом прийти в город. Координатор проекта от республики все лето и осень проверял ход работ в Якутске и, разумеется, ситуацию тоже видел. Я не обвиняю никого, но считаю, что это должна быть действительно командная работа. Это не должно быть так, что «республика успела, а Якутск не успел — ахаха». Мы же все вместе должны успеть: нацпроект один и финансирование общее.

Также хочу отметить, что проводится колоссальная работа с внутренними городскими сетями: газ, водоканал, канализация, люки, электросети, связисты. Более 140 миллионов из общего финансирования около 1,5 млрд руб. направлено на эти цели, почти 10%. Все это похоже на хирургическую операцию без точного диагноза, случались такие вещи, что вроде бы магистральный газопровод по схемам и картам, которые предоставляет ресурсная организация, должен быть вот здесь, копают-копают, а там ничего нет. В итоге трубу обнаруживают в конце перекрестка, как на Чайковского. И таких ситуаций возникало немало. И это большое благо, что мы проводим эту работу до того, как уложить асфальт, чтобы не долбили его на следующий год для замены проржавевшей трубы. Горожане как раз об этом и говорили в начале производства работ.

Что вы скажете об общественном контроле за ходом ремонта дорог? 

— Весной я призвала горожан фиксировать и передавать нам любые нарушения, которые, на их взгляд, происходят при ремонте дорог. И надо сказать, что это сильно дисциплинировало подрядчиков, нервировало, но в то же время и дисциплинировало. Этот опыт мы продолжим, и я благодарю всех, кто помогал нам с этим вопросом.

Вот, накануне активисты местного ОНФ «разорвали» соцсети очередным видео об «укладке асфальта на выпавший снег», снятым из окна проезжавшего автомобиля. Муниципальный заказчик «Главстрой» тут же выехал на место и проверил сигнал: укладка асфальта подрядчиком осуществляется в соответствии с технологией, обязательной очисткой основания от снега и наледи, проливом подогретым битумом и повышенной температурой асфальтобетонной смеси. Но, сидя в машине, это вряд ли увидишь. Тем не менее мы каждую информацию берем на карандаш. Весной мы продолжим активно проверять работу подрядчиков в части водоотведения, еще раз посмотрим прочность покрытия и т.д.

В будущем году какие улицы будете ремонтировать?

— Начнем реконструкцию Окружного шоссе, оно будет четырехполосным. Очень дорогой объект сроком реализации на два года. Это «съест» в первый год примерно четверть предусмотренных средств и не даст показателей протяженности, которыми мы отчитываемся по нацпроекту. Кроме того, в соответствии с контрактами 2019 года, в 2020-м будет завершена часть работ по обустройству дорог, отремонтированных в этом году (тротуары, освещение и пр.), по Красильникова например. Оставшиеся средства мы должны направить на другие дороги. Планы и перечень улиц для ремонта я предложила вынести на обсуждение с Общественной палатой Якутска и активистами ОНФ. Мы также имеем в виду, что в 2021 году будем реконструировать проспект Ленина, потребуется перекрытие центральной транспортной артерии, поэтому решения по конкретным улицам на 2020 год будут приниматься и с учетом этого фактора.

Сколько на сегодня в Якутске проблемных дорог, которые были отремонтированы, но не приняты на баланс городом? 

— Тут можно поделить на две части. Первая образовалась при передаче городу Службой госзаказчика РС(Я) дорог, которые до конца не были оформлены. Вторая часть — дороги, не принятые на обслуживание Службой эксплуатации городского хозяйства из-за множества недоделок. Во второй группе — 40 дорог.    

Если были недоделки, почему тогда Главстрой подписывал формы и подрядчики получали деньги? 

— Вот в этом мы и разбираемся. Такие вопросы по объектам возникают еще с 2014 года, деньги получили, гарантийные обязательства у подрядчиков есть, а на обслуживание они не могут быть приняты.

К примеру, Сергеляхское шоссе отремонтировали, а во многих местах до сих пор нет освещения. 

— Там и тротуаров нет во многих местах. С этим всем сейчас предстоит разобраться, потому что, куда ни посмотри, везде что-то возникает. Как принято говорить, это «рабочие моменты», с которыми мы пошагово разбираемся. Но у каждой ошибки, просчета или халатности есть имя, фамилия и бюджет.

 

Антон Жондоров

Источник: news.ykt.ru