«Женщин на такой работе не ждут». Валентина Валиулова — о работе водителем автобуса

Женщина за рулем автомобиля в Якутске — картина привычная. А вот женщина-водитель автобуса — редкость. Журналисты News.Ykt.Ru встретились с водителем маршрутного автобуса №19 Валентиной Валиуловой. Мы поговорили о том, почему она отошла от других занятий и выбрала традиционно не женскую профессию.

Валентина за рулем пассажирского автобуса почти 8 лет. Мы встретились во время ее 15-минутного перерыва на конечной остановке «Медцентр». Когда мы туда подъехали, наш водитель чуть ли шею себе не свернул, чтобы приглядеться к нашей героине, которая сидела на своем рабочем месте — за рулем ПАЗика. 

Валентина, как вы стали водителем автобуса? Расскажите про свой путь.

— Я всегда любила машины. Сколько себя помню, я всегда была за рулем. Мой папа — дальнобойщик с огромным стажем. С самого рождения я ездила с ним в рейсы. У меня не было сомнений, что я буду кем-то другим.

Папа не советовал выбрать более женскую профессию?

— Папа рад. Он меня полностью поддерживает. Это мама хотела, чтобы я работала на более женской работе. Папа всегда говорил маме: «Не мешай. Она сама выбирает. Пусть занимается тем, что хочет сама».

Мама заботится, переживает. Я ее прекрасно понимаю. Я тоже хочу, чтобы мои дети выросли, отучились, получили образование и сидели где-нибудь в тепле. Чистые, сытые, в белых рубашках. Я себе не могу этого позволить. Кругом мазут, бензин. Каждая мама хочет лучшего для своих детей.

Папу тоже могу понять. У него ведь нет сыновей. Наверно, каждый мужчина хочет сына, чтобы вместе крутить колеса. Ну вот мой папа получил такую дочь. Зато.

Кем вас хотела видеть мама?

— Мама хотела меня видеть юристом, адвокатом. Ну как обычно. Главное, чтобы я сидела в кабинете. В безопасности, в тепле.

На кого отучились?

— На автослесаря 4 разряда. Дальше не стала учиться. Получила базовые знания о технике, с которой работаю. Этого мне достаточно.

Сколько лет вы работаете водителем автобуса?

— Около 8 лет. До этого я была инструктором по вождению. Сейчас у меня есть еще одна работа. Я — индивидуальный предприниматель. У меня своя компания по грузоперевозкам. Есть своя бригада рабочих и машины.

Получается, вождение автобуса — это любимое дело, страсть, а не обычная работа?

— Да. Я даже в свой выходной не могу сидеть на одном месте. Мы ведь обязаны отдыхать: 4 дня на линии, один день дома. У меня есть иномарка. В свой выходной я все время за рулем. Нет какого-то желания провести день дома перед телевизором. Я беру своих детей, и мы едем по делам. Мы постоянно находим себе какие-то задания, чтобы не сидеть дома и быть в дороге. Я не представляю свой день по-другому. 

Что дальше? Вы не хотите пойти по стопам отца?

— Нет. Мне не нравятся КамАЗы. Тут есть постоянное живое общение и люди, а там сидишь один в кабине и молчишь. Поговорить не с кем.

Поговорим про общение. Как на вас реагируют пассажиры?

— По-разному. Женщины очень радуются, удивляются: «Ничего себе! Женщина за рулем!» Бывают дедушки и мужчины, которые, увидев меня через стекло, перекрестятся и не зайдут. Не доверяют. Молодежь очень бурно реагирует. Хвалят. Конечно, позитива больше, чем негатива. В основном скептически настроены пожилые люди и мужчины.

А как реагируют водители на дорогах?

— Тоже удивляются. Даже могут притормозить, чтобы приглядеться и получше рассмотреть.

Вам уступают дорогу?

— Чаще нет, чем да. Чтобы элементарно отъехать от остановки, приходится «давить» габаритами.

Как к вам относятся коллеги?

— Женщин, мягко говоря, на такой работе не ждут. Раньше я работала на других маршрутах, и там приходилось бороться за каждый день работы. На 19 маршруте я человек новый. И когда я сюда устраивалась, я не ожидала ничего позитивного от нового коллектива. Но была приятно удивлена. Я не ожидала, что попаду в такую семейную и домашнюю атмосферу. Такое ощущение, что меня приняли в большую семью. Здесь все так по-доброму. Мне помогают во всем. Только появится проблема, сразу отзываются несколько человек. Я не хочу ничего плохого говорить про другие маршруты, но ко мне такого отношения на других маршрутах не было. Взять даже 8-ку или 20-ку. Например, забыл ты дома график и сидишь на конечке, не знаешь, во сколько тебе отходить. На других маршрутах никто не побежит тебе показывать, фотографировать и отправлять график. Здесь, на 19-м, я только задала один вопрос, и сразу весь маршрут звонит. Говорят: «Вот у тебя во столько, у меня во столько». Это очень приятно. Как будто братья, заботливые родные люди. Отдельную благодарность хочу выразить нашему директору Рубену Саакяну. Когда позвонила по объявлению, чтобы устроиться на работу, он пригласил на собеседование к себе домой. Я очень удивилась тому, какая у него дружная и большая семья. Очень хорошо встретили, налили чай. До этого такого не было. «На те ключи! Проверь да езжай». А тут прямо чуть ли не за ручку привели, показали, познакомили. Мне здесь комфортно. В общем, 19-й маршрут меня удивил.

Какой у вас график? Как проходит рабочий день?

— Подъем в 5:30. Еду до гаража. Гараж у меня далеко, на ГРЭСе, а живу я в Сайсарах. Забираю машину, прохожу медосмотр у медика, техосмотр, дальше беру путевку и в путь. График у нас разный. Учитывая, что гараж далеко, добираюсь домой где-то в десять часов вечера.

С такой работой без поддержки никак. Расскажите про свою семью.

— У меня трое детей, муж. Мы в браке 13 лет. Муж тоже поддерживает. Без поддержки, конечно, тяжело. Особенно когда недружный коллектив и нет взаимовыручки. Я знаю, каково это. В таких условиях долго не проработаешь, максимум месяц или два. Тем более в мороз. Техника может отказать в любой момент. С нынешним коллективом я уже ничего не боюсь.

Плюсы, минусы вашей работы?

— Минусов нет. Плюсы…

Неужели нет никаких минусов? Я не могу представить, каково это: с утра до вечера быть за рулем. Зимой в холоде, летом на жаре…

— Мне не с чем сравнивать. Ведь я не работала в офисе. Я же всегда находилась в таких условиях. Для меня это и есть комфорт. Это моя любимая работа. Согласитесь, не каждый может себе это позволить. Не стоит оглядываться на то, что скажут другие, смогу я или нет. Я просто не стала этого делать. Захотела и поехала. Я считаю, что это и есть тот самый плюс.

Недавно был конфликт в автобусе №5. Пассажир в красной куртке ударил водителя. Что по этому поводу думают сами водители, в частности вы?

— Я полностью поддерживаю пассажиров, которые следят за порядком. От этого улучшается наш сервис и качество обслуживания. Тот водитель, наверно, уже сто раз пожалел, что он кому-то нахамил. И, скорее всего, с тех пор не грубит. Может, это действительно вина большинства водителей, что люди злы. Бывает, что везут неаккуратно, долго стоят на остановке, музыку слишком громко включают. Лично мне в основном попадаются хорошие люди. Увидев, что за рулем женщина, улыбаются, желают удачи и побольше денег.

Если не секрет, сколько зарабатывают водители автобусов?

— Это зависит от маршрута. Наш не самый денежный. Честно говоря, продавщицы в супермаркетах в смену зарабатывают в два раза больше, чем я.

Вы — предприниматель. Вам, наверно, хватает.

— Да. Я не говорю, что я нуждаюсь. Мое дело обеспечит нас, даже если я не буду здесь работать. На самом деле, эта работа нужна мне больше для души, чем ради денег.

Что самое главное в вашей работе?

— Самое главное в любой работе — это любить то, чем занимаешься. Иначе нелюбимая работа сделает несчастным сразу много людей, в первую очередь тебя самого. Все, пора ехать!

Как сообщили в центральной диспетчерской службе, в Якутске женщин-водителей маршрутных автобусов две, включая Валентину. Вторая работает на 25-м маршруте.

Фото Вадима Скрябина

Автор: Марианна Кутукова

Источник: news.ykt.ru