Как в Якутске «экономят» на ремонте дорог — 2: почему нужно переложить новый асфальт

Редакция News.Ykt.Ru в прошлом году выявила откровенную халтуру при проведении ремонта трех дорог Якутска, но в итоге в мэрии сообщили, что произошла усадка асфальта в процессе эксплуатации и это не подпадает под гарантийный случай. На этот раз предметами исследований стали три свежие улицы — Жорницкого, Ларионова и Чайковского. 

В этом году в Якутске должен был быть проведен беспрецедентный ремонт 13 улиц протяженностью 25,8 километра. Планировалось, что общая стоимость работ составит 1,5 миллиарда рублей: 500 млн — из городского бюджета, 500 млн  — из республиканского и 496 млн — федеральные средства. 

Все лето, осень и начало зимы на форумах и в соцсетях разгорались споры о методах работы «в дождь и снег», выкладывали видеоролики о «дорожном беспределе». В связи с одновременным перекрытием нескольких основных улиц водителям приходилось мириться с километровыми пробками, и все это ради того, чтобы дожить до светлых времен и ездить по «ровному и прочному асфальту». 

В рамках эксперимента редакция News.Ykt.Ru выбрала три улицы — Жорницкого, Чайковского и Ларионова, чтобы проверить: совпадут ли ожидания и реальность? Отборы производились три недели назад. 

Для выборки кернов (вырубки асфальта диаметром 12 сантиметров, которые должны состоять из двух скрепленных между собой слоев — верхнего и нижнего, — прим. редакции) мы привлекли сотрудников Якутского государственного проектного научно-исследовательского института строительства (ЯкутПНИИС). Далее керны авиарейсом были направлены в московскую специализированную экспертную организацию ООО «СКБ-Инжиниринг» для проведения исследований на соответствие толщины слоев и качества смеси асфальта проекту и нормативам. На каждой улице мы выборочно отобрали по три вырубки в разных точках. 

Перед проведением эксперимента журналисты письменно уведомили муниципальные власти и подрядчиков — «Сахатрасстрой» и «Дорисс» — о дате и времени отбора кернов. Дорожники устно обязались заделать лунки, чтобы полотно не растеклось на месте отбора пробы. 

Жорницкого: «не критично»

Дата укладки: 2019 г.

Работы: капитальный ремонт ул. Жорницкого от ул. Пирогова до ул. Семена Данилова

Цена контракта: 92 829 622,88 руб. 

Многострадальная улица Жорницкого в 2017 году возглавила список «убитых дорог ОНФ», на основании которого и формировался перечень объектов для проведения ремонта в рамках нацпроекта БКАД (федеральная программа «Безопасные и качественные автомобильные дороги») в Якутске. 

Особенно запомнились дорожные ямы возле автомагазинов «Японец» и «Кармен». Место для отбора керна выбирали наугад. Выставили дорожные знаки, по времени заняло где-то 1,5-2 часа. Представитель подрядной организации «Дорисс» внимательно следил за процессом от и до, после завершения он сразу заделал лунки.

Специальным оборудованием выбуривается круглая лунка, затем керн выдергивается вручную. Согласно нормативам и проекту, общая толщина асфальта должна быть 12 сантиметров: 5 сантиметров — верхний слой и 7 сантиметров — нижний. Визуально выглядит как единое целое. 

Внизу видна щебенка

Верхний и нижний слои асфальта скреплены между собой специальным составом. 

Общий итог: в целом неплохо. Толщина асфальта во всех точках не меньше заявленного в проектной документации. По сводам строительных правил, допускается отклонение в пределах 5 мм в большую или меньшую сторону. 

Олег Махмутов, эксперт ООО «СКБ-Инжиниринг»:

 Согласно результатам лабораторных исследований, технология укладки и качество смеси практически соответствуют нормативам. Обнаруженные недостатки не критичны. Думаю, что данная улица прослужит для якутян долгие годы. Конечно, зависит от интенсивности движения, локально могут возникать дефекты, но работы в целом сделаны качественно. 

Чайковского: «критично»

Дата укладки: 2019 г.

Работы: капитальный ремонт ул. Чайковского на участке от Вилюйского тракта до ул. Кеши Алексеева

Цена контракта: 164 998 655,36 руб.

Улица Чайковского также была включена в список «убитых дорог» в 2017 году. Летом в мэрии отмечали отставание от графика работ из-за переврезки сетей газоснабжения, которая не была учтена при разработке проектно-сметной документации. 

Подрядчик «Сахатрасстрой» не смог дождаться нашего приезда, так как мы задержались на улице Жорницкого. Отбор прошел без представителей организации, которые все уехали на совещание в мэрии. 

Напомним, в прошлом году во время проведения первой экспертизы асфальта у подрядчика «Сахатрасстрой» был выявлен факт недоукладки слоев. На этот раз они, наоборот, «переборщили»: и в верхнем, и в нижнем слоях отмечено превышение толщины. Только в одной точке нижнему слою не хватает 2 сантиметров. 

Но критичнее другой факт. От водонасыщения зависит морозостойкость асфальта, а также его способность к восстановлению при воздействии потока машин. 

В лаборатории проводили испытания на образцах, взятых из покрытия, затем их переформовали в исходный материал. Первые показатели свидетельствуют о качестве технологии укладки, вторые — о качестве и соответствии материала заявленным параметрам. 

В верхнем слое асфальта с улицы Чайковского отмечено превышение нормативов водонасыщения более чем в 2 раза. Во всех трех точках превышение положенных проектом 4,5% — это 12,11% и 7,4%. Однако переформованные образцы отвечают нормативам. Соответственно, была нарушена технология укладки.

В нижнем слое ситуация обстоит наоборот. Реальные образцы отвечают требованиям, а вот преобразованные (переформованные) — нет. Все три точки существенно не дотягивают до положенных минимальных 4% — это 2,4%, 2,6% и 2,5%. То есть уложили правильно, но смесь либо некачественная, либо не соответствует проекту. 

Не лучше обстоят дела и с коэффициентом уплотнения в верхнем слое. Ни в одной точке он не соответствует. Грубо говоря, «не утрамбовали» асфальт. 

Олег Махмутов, эксперт ООО «СКБ-Инжиниринг»:

— Для горожан превышение толщины слоя не имеет значения. Наоборот, чем толще, тем дольше прослужит. Но такой факт косвенно может свидетельствовать о низкой квалификации дорожных рабочих. Работы выполнены некачественно. Долго такая дорога, скорее всего, не простоит. 

Ларионова: «сверхкритично»

Дата укладки: 2019 г.

Работы: реконструкция ул. Ларионова на участке от Набережной 202 мкр. до 203 мкр.

Цена контракта: 96 890 591,48 руб.

На улице Ларионова заасфальтировано 1,2 километра. Тут же должна появиться первая в Якутске велодорожка. Горожане радовались, глядя на фотографии свежего асфальта. А зря. 

Представители подрядной организации «Сахатрасстрой» не успели на начало отбора проб. Первый керн откололся в единичном слое. 

Согласно проекту, слой асфальта на Ларионова должен быть 12 сантиметров. В заключении — 6,1 см. Нижний слой отсутствует полностью. Представитель подрядной организации «Сахатрасстрой» подъехал позже.

Справа представитель подрядчика

Мужчина представился Александром. На фотографии перед проезжающей машиной видна лунка от керна.

— Вы не там взяли керн. По проекту это площадка, и на ней предусмотрено 5 сантиметров, — утверждает он.

— Это трехполосная дорога: две полосы — в сторону 203 микрорайона, одна — в сторону набережной. Тут же ездят машины. Вы хотите сказать, что это одностороннее движение? — спрашиваем мы.

— Вдоль всего этого по проекту… — машет он в сторону набережной, — как площадка и парковка. Мы все сделали по проекту — 5 сантиметров. 

— Мы от бордюра отмерили 1 метр, — настаиваем мы. — Это проезжая полоса. По факту по ней ездят машины. 

— По проекту это все площадка.

— То есть вдоль 202 и 203 микрорайонов везде 5 сантиметров? И сколько такой слой продержится?

— Это по проекту. 

Мы с сотрудниками Автодорожного института СВФУ перепроверили проект. Данная полоса является проезжей, и на ней по проекту предусмотрен нижний слой, который должен быть толщиной 7 сантиметров. Его нет. 

Два оставшихся керна не отвечают требованиям. Верхний и нижний слои не сцеплены между собой. Они откололись по очереди. Возможно, укладка производилась в неподходящую погоду либо был нарушен температурный режим (смесь была остывшей, не нагрета надлежащим образом).

В верхнем слое до предусмотренных 5 сантиметров две точки не дотягивают по толщине слоя — 4,8 и 4,9. Также нарушена технология укладки, о чем свидетельствуют превышения по водонасыщению реальных проб: вместо минимальных 4,5% по факту — 5,4%, 12,2% и 9,8%. Качество смеси соответствует. По нижнему слою почти аналогичная с улицей Чайковского ситуация: реальные отборы почти соответствуют, а переформованные — нет. 

Ни в одной точке коэффициент уплотнения не соответствует: опять же «не утрамбовали». 

К слову, подрядчик «Сахатрасстрой» так и не заделал лунки. В данное время они плотно забиты снегом. 

Олег  Махмутов, эксперт ООО «СКБ-Инжиниринг»:

— Превышение водонасыщения и несоответствие коэффициента уплотнения являются основными причинам быстрого разрушения асфальта. Тут три фактора некачественных работ: либо неподходящая строительная техника, либо нарушение технологии, либо низкая квалификация дорожных строителей, а возможно, и все вместе взятое. 

Антон Жондоров, руководитель общественной комиссии по программе «Безопасные и качественные автодороги»:

— Согласно контрактам, гарантийные сроки на дорожное покрытие на данных улицах составляют 4-5 лет, и в рамках своих обязательств подрядчики должны устранять недостатки за свой счет. Мы обязательно проследим за тем, чтобы выявленные в ходе независимой экспертизы недостатки исправили, пусть даже для этого подрядчикам придется укладывать асфальт по новой. Скупой платит дважды, дорожники должны понимать, что схалтурить больше не получится.

 

Источник: news.ykt.ru