Как в Якутске «экономят» на ремонте дорог. Итоги официальной экспертизы News.Ykt.Ru

Редакция News.Ykt.Ru отобрала пробы асфальта на трех отремонтированных дорогах Якутска, находящихся на гарантийном обслуживании подрядчиков (ул. Уткина — 2017 год, Автодорожная — 2018 год, Кулаковского — 2016 год), и направила их в Московский испытательный центр для проведения экспертизы на качество смеси и толщину слоя.

Большинство водителей Якутска давно подозревают, что при ремонте улиц дорожники существенно «экономят» на слоях асфальта и качестве смеси. Если не доуложить даже один сантиметр асфальта, на этом можно прилично «сэкономить» в многомиллионных контрактах, не говоря уже о том, что через короткое время это обернется образованием колеи и провалов, что опять же приведет к необходимости нового дорожного ремонта. Подрядчики обычно объясняют быстрый износ отремонтированных дорог вечной мерзлотой, отсутствием ливневых стоков и большим автопотоком.

Редакция News.Ykt.Ru провела официальную экспертизу с привлечением лицензированных специалистов из Якутска и Москвы. Проектно-сметная документация трех улиц была предоставлена сотрудниками МКУ «Главстрой» (заказчика всех работ — прим. редакции).

При отборе проб были задействованы сотрудники Якутского государственного проектного научно-исследовательского института строительства.

Специальным оборудованием из дорожного полотна вплоть до щебня выборочно были вырублены три керна диаметром 12 сантиметров. Затем девять вырубок были направлены транспортной компанией в Московский испытательный центр ООО «СКБ-Инжиниринг».

Итак, читайте, что выявили специалисты по итогам экспертизы свойств асфальта, коэффициента уплотнения и толщины слоя. 

Ул. Уткина: несоответствия по всем пунктам

Дата: 2017 год. Протяженность: вся улица Ксенофонта Уткина. Подрядчик: ООО «Трансстройсаха». Сумма контракта — 25 миллионов 16 тысяч 281 руб. 

Новую двухполосную улицу Ксенофонта Уткина проложили в прошлом году к парку «Россия — моя история!». На вид — асфальт свеж и ровен. Автомобильный поток здесь небольшой. Единственная загвоздка — местные жители жалуются на тротуары, которые буквально через полгода «поплыли». 

Тротуар выложили в прошлом году

Выборочный отбор трех проб асфальтобетона из дорожного покрытия производился примерно через каждые 150-200 метров с разных сторон от оси дорожного полотна. Отметим, что места вырубок на всех участках были заасфальтированы благодаря помощи ОАО «Якутдорстрой» (редакция News.Ykt.Ru благодарит за содействие генерального директора Амирхана Яндиева). 

Согласно проекту, толщина асфальта из двух слоев должна была составить 11 см: первый (нижний) слой — 6 см и второй (верхний) слой — 5 см. Для объективности нужно отметить, что первый слой обычно быстро изнашивается при воздействии интенсивного автопотока. 

  

Черные круги указывают на нарушения при укладке нижнего слоя, красные — верхнего слоя

По итогам экспертизы выяснилось, что нижний слой «не дотянул» ни в одном из трех мест до проектных требований. Подрядчик не доложил от 4 мм до 2 см. Второй (верхний слой) отличается от недостающих 7 мм до лишних 3 мм. К слову, согласно СП 78.13330.2012 допускается колебание толщины слоев асфальтобетонного покрытия в пределах 5%, оно не соблюдено.

Также критичны показатели по водонасыщению, от которого зависит как морозостойкость асфальта, так и его способность к восстановлению при воздействии с потоком машин. В одной из точек ул. Уткина показатели достигли 8,4%, хотя согласно ГОСТ-9128 они не должны превышать 4,5%. 

Ни в одной из точек не был достигнут требуемый коэффициент уплотнения, согласно СП 78.13330.2012. 

Вывод: физико-механические свойства, коэффициент уплотнения, толщина слоев не соответствуют требованиям проекта. 

Ул. Кулаковского: на старый слой асфальта неровно уложили новый

Дата укладки: 2016 год. Протяженность: ул. Кулаковского от Белинского до Дежнева. Подрядчик: ОАО «Сахаавтодор». Сумма контракта  15 миллионов 97 тысяч 186 руб.

Улица Кулаковского от Белинского до Дежнева была отремонтирована в 2016 году. Поверх старого асфальта уложили слой нового. Во время движения ощущается волнообразность. В чем причина, узнаете в итогах экспертизы.

С водонасыщением в данном случае все в порядке. При максимальных 4,5%, оно составляет от 1,0 до 1,7. 

По проекту ОАО «Сахаавтодор» должно было уложить 5 см поверх старого асфальта, которого на тот момент осталось чуть-чуть — около 1,5 см. 

В одной из точек верхний слой не дотянул до требуемых 5 см, не уложившись в разрешенное отклонение в ±5%. А в другой вырубке, наоборот, перебор на 2 см. По проекту толщина слоев асфальтобетона не должна варьироваться более чем на 5% от проектного значения и должна обеспечивать достижение проектной отметки по высоте с учетом технологических допусков.

Вывод: физико-механические свойства соответствуют, коэффициент уплотнения и толщина слоя не соответствуют требованиям проекта.

Автодорожная: четвертая полоса

Дата: 2018 год. Протяженность: укладка четвертой полосы от Чернышевского до Покровского тракта. Подрядчик: ПАО «Дорисс». Сумма контракта — 21 миллион 214 тысяч 248 руб.

На радость многим водителям, в этом году уложили четвертую полосу по улице Автодорожной. С первых дней ввода значительно разгрузился транспортный поток в этом отрезке. Но долго ли продержится новая полоса?

1 таблица — нижний слой, 2 таблица — верхний

По проекту «Дорисс» должен был уложить 7 см асфальта первого слоя. В первой точке — 6 см, во второй — 3,8 см (!), в третьей — 5,5 см. Ни один показатель не соответствует допустимому отклонению. Зато подрядчики переуложили верхний поверхностный слой, везде превысив требуемый норматив в 5 см. 

По водонасыщению проблем у подрядчика не выявлено, однако в нижнем слое асфальт по неизвестным причинам оказался лучшего качества, чем прописано в проектной документации.

Мнение эксперта: все эти три дороги нужно переделать

— Наша экспертиза выявила на всех трех участках несоответствия тем или иным показателям, что, на наш взгляд, учитывая ваши суровые климатические условия, является недопустимым при ремонте и реконструкции дорог. Отклонения по толщине слоя от проектно-сметной документации допускаются максимум на 5%, а в данных случаях они местами показывают превышающие значения, и интенсивность разрушения дорожного полотна может увеличиваться. 

Лично я считаю, что укладка такого дорогостоящего и требующего ответственности материала, как асфальтобетон, должна выполняться профессионалами и те организации, которые не могут выполнить установленные нормативной документацией требования, просто не должны этим заниматься, — прокомментировал итоги экспертизы News.Ykt.Ru заведующий лабораторией ООО «СКБ-Инжиниринг», кандидат технических наук Николай Швецов.

Отметим, что на эти три улицы в течение трех лет действует гарантия, согласно которой подрядчик обязан устранять недоделки.

 

Источник: news.ykt.ru