Любовь с первого взгляда: история якутского ТВ в фотографиях

Благодаря фотоархиву Владимира Семенова, который 14 лет проработал на телестудиях Якутска и Мирного, можно заглянуть в прошлое местного «голубого экрана».

Годы, отданные телевидению, Владимир Гаврильевич Семенов вспоминает с ностальгией — работы было много, коллектив молодой, дружный, легкий на подъем. А главное — всё было интересно, всё было впервые.

Чинили всё, что ломалось

— В 1983 году, когда я пришел устраиваться на работу, директором Якутского телерадиоцентра (РТЦ) был Виталий Дмитриевич Корнилов. — вспоминает Владимир Гаврильевич. — Он предложил мне два варианта: «Идешь на радио — там хорошо, спокойно, основной технический персонал — женщины, всё налажено. Или на ТВ — там ребята молодые, новая техника, работы полно». Я выбрал второй и не пожалел.

В то время шел процесс обновления и замены всей техники РТЦ. При мне на якутском телевидении устанавливалась и запускалась студийная аппаратура цветного ТВ, появились первые видеомагнитофоны и тиристорная аппаратная регулировка света (позволяет мягко менять интенсивность света в студии). И всё это нужно было осваивать. Помню, впервые зашел в аппаратную, увидел целую стену шкафов и струхнул, подумал, что никогда не смогу разобраться в этом.

Мне везло на людей — у каждого, с кем работал, многое перенял. Главный инженер Лев Наумович Пейсихис студию знал вдоль и поперек. Мы встретились в мой первый рабочий день: откуда-то из-под пульта вылез странного вида мужчина в больших очках и с пушистой копной волос. Замечательный, добрейшей души человек и специалист, каких мало, он многому меня научил.

Я набирался опыта в производственной лаборатории. Моим наставником стал Иннокентий Степанович Моргунов — прекрасный человек, он активно работал в тогда еще Госкомитете по телевидению и радиовещанию, который располагался в здании казначейства на ул. Петровского. Я стал инженером благодаря ему, потому что после института в голове было много знаний и мало практики.

Мы обслуживали телевизионное и звуковое оборудование аппаратно-студийного комплекса, чинили и настраивали всё, что ломалось. Коллеги частенько приносили свои ламповые, а потом и полупроводниковые телевизоры, а мы их ремонтировали. В общем, пришлось заниматься всем, и впоследствии мне это очень помогло — узнал технику, что называется, изнутри.

Пульт заземляли… половником

— В 1983 году только-только начался монтаж аппаратной цветного телевидения, который проводили сотрудники известной на весь союз фирмы «Каскад». На таких работах они, что называется, собаку съели — подобные студии по всей стране были их рук делом.

После ремонта пол в студии залили специальной мастикой, смешанной с резиновой крошкой. Получилось мягкое, упругое, без стыков покрытие, камера по нему каталась превосходно.

Когда студия заработала, были большие проблемы со звуковым пультом, где коммутация осуществлялась не кнопками, а сенсором. Даже если сядет муха — переключается, такое случалось в прямом эфире. Кроме того, зимой в Якутске воздух сухой, а люди ходят в обуви на войлочной подошве. Вот и вышибала статика коммутационную аппаратуру: руку поднесешь — и всё отключалось.

Оригинальное решение проблемы придумал мой друг Александр Латынов. Притащил из дома поварёшку, отпилил ручку и прикрепил ее сбоку к пульту — заземлил. Чтобы «разрядиться», перед началом работы всех обязали касаться этой конструкции, которая внешне очень смахивала на женскую грудь.

Стояли у нас звуковые магнитофоны МЭЗ-102 — огромные, размером с современную стиральную машину. Их настраивать была целая проблема, для этого нужен отличный слух. Я тогда слышал до 13 килогерц, поэтому на это дело часто подряжали меня.

В начале дня в студии проводили трактовые репетиции: всех усаживали по местам, проверяли микрофоны, прогоняли программу полностью и только потом начинали запись. Тогда люди не были такими раскрепощенными, как сейчас, под фонарями и светом не все чувствовали себя спокойно и свободно, приходилось репетировать. Когда заработала видеозапись, такие прогоны, которые занимали довольно много времени, ушли в прошлое.

Как в Якутске появилась «Незабудка»

— Вскоре меня перевели в коллектив передвижной телевизионной видео-станции ПТВС-3ЦТ. Машину мы прозвали «Незабудкой» из-за голубого цвета кузова. Это была первая передвижная телевизионная видеостанция на якутском ТВ. В ее состав входили видеомагнитофон «Кадр – 3П» и три камеры.

Первая ПТВС размещалась в полуприцепе-фургоне, который буксировал КАМАЗ, и была привезена в Якутск в 1982 году на самолете — каким-то образом удалось договориться с военными. Чисто советское производство, сделана на Ленинградском телевизионном заводе к Олимпиаде-80 в Москве и отработала ее на «отлично». Всего было выпущено 18 таких машин, у нашей был номер 2. Первым начальником ПТВС был Михаил Колчанов. У него я научился скрупулезности и точности в работе.

Вместе с «Незабудкой» у телевизионщиков Якутска появились первые радиомикрофоны. Помню, тестировали их на площади Орджоникидзе. Машина стояла на круге, приемную станцию развернули на откидной площадке ПТВС, в которую по мере необходимости превращалась ее задняя дверь, а корреспондент — у Главпочтамта, брала интервью у прохожих. Конечно, эти микрофоны были не такими, как сейчас, и представляли собой коробочку с проводом, которую нужно было прятать под одеждой.

Тогда же испытали первую радиорелейку фирмы «Microwave» для передачи ТВ-сигнала. Это было больше, чем круто, ведь теперь мы могли проводить прямые эфиры. Приемные станции установили на первой площадке телевышки.

Каравелла под номером 5

— В 1986 году в Якутск прибыла передвижная телевизионная видео-станция (ПТВС). Новенькая машина сошла с конвейера Кировоградского завода радио-изделий Украинской ССР.

Это было совместное производство: кузов финский, фирмы Ajokki, шасси камазовское, кондиционер итальянский, звуковое и телевизионное оборудование советское.

Принимать машину в Кировоград ездили главный инженер РТЦ Лев Наумович Пейсихис, инженеры Яков Олесов и Александр Саввинов и я. Помню, заводят нас на заводе в огромный ангар, где таких же машин десятки. Меня подвели к нашей, под номером 5 и надписью «Телевидение СССР». Это было, как первая любовь, — до того красивая она была!

Тут же, на заводе, мы устроили прогон: сутки машина молотила не переставая, а мы фиксировали неисправности. После приемки впервые прокатились на нашей красавице. Она шла мягко, покачиваясь, как каравелла, мимо украинских полей.

В Кировограде машину погрузили на железнодорожную платформу, на которой она ехала до самого Беркакита. Оттуда своим ходом по АЯМу до Якутска. Перегонял чудо-машину шофер Анатолий Воробьев в компании главного энергетика Георгия Родионова. Дорога через всю страну заняла больше двух недель.

В республику ПТВС прибыла поздней осенью, и мы занялись ее переоборудованием: проверяли, настраивали, устраняли поломки. В комплекте к машине шел вспомогательный автобус ПАЗ, где были расположены крепления, кронштейны и стеллажи для перевозки камер. Там же размещался персонал. Внутри ПТВС ездить было запрещено, не дай бог что-то оторвется, человека могло и убить.

Техника того времени была довольно капризной, сразу же начались поломки. На доводку ушла вся зима. Многое пришлось переделывать, что называется, под себя. Так, крепления для камер и штативов были во вспомогательном автобусе, но самое безопасное, относительно стабильное место было внутри машины — мы их там и укладывали. Первый выезд нашей красавицы состоялся весной: как сейчас помню, снимали рекламный ролик с видеорежиссером Мариной Мухамедьяновой, дочерью Тараса Гавриловича Десяткина.

На этом снимке — основной состав работников ПТВС. Крайний слева — электромеханик Олег Необутов. Работяга, хороший парень, он до сих пор на телевидении, команда ПТВС называет его «папой». Николай Луговской тоже до сих пор на ТВ, долгое время работал на видеозаписи. Посередине, выше всех, дядя Саша — электрик Александр Павлов. В его ведении находилась передвижная электростанция мощностью 50 кВт, к которой на выездных съемках подключали аппаратуру.

Потом стоим я и наш второй водитель Михаил Алексеев. Крайний справа — электромеханик Иван Кердинский. Он занимался звуком: микрофоны ставил, кабели прокладывал. Благодаря ему проблем в этой сфере у нас не было. К сожалению, его, Александра Павлова и Михаила Алексеева уже нет с нами…

В этой машине было очень комфортно: европейский кузов, регулируемые выключатели, отопление, удобные шторки и кондиционер, который очень выручал летом. Внутри 2 отсека, в том числе отдельный звукоизолированный для звукорежиссера. И только один минус — трехметровое расстояние от заднего колеса до конца кузова. Если на дороге попадалась кочка или ямка, мы обязательно ее «цепляли».

Поэтому ездили на съемки, в основном, по городу и вокруг него — самыми дальними точками были Булгунняхтах и Хатырык. Лишь однажды устроили нашей красавице поездку на барже по Лене. С погодой не очень повезло, дул ветер и было пасмурно, но плавание прошло замечательно. Снимали с крыши машины, где оборудована специальная площадка с перфорированным полом, ограждением и лебедкой для поднятия камеры.

Между прочим, наша ПТВС до сих пор на ходу, «бегает» по Якутску на съемки — на боку машины написано «Телевидение Саха».

На подготовку к съемке — 3 часа

— Конечно, оборудование того времени с нынешним не сравнить. Вот, например, у меня сохранилось фото — инженеры Андрей Крумин и Николай Луговской собирают камеру цветного телевидения КТ-132. Это полностью советская разработка, удобная, но довольно громоздкая. Приходилось сначала ставить саму камеру на штатив, потом подключать объектив и блок питания, сверху ставился видоискатель, с боков — две ручки.

На место съемки, как правило, приезжали заранее, на подготовку аппаратуры уходило часа три. Первый час растаскивали оборудование, подключали кабели питания — чисто физически трудоемкая работа.

Еще час уходил на прогрев техники, ей нужно было войти в режим, и час на настройку. Чтобы картинка была приличная, приходилось повозиться. Потом звучала команда «мотор», а еще через несколько секунд, после раскрутки блока головок, — «запись». В процессе съемки нужно было следить за картинкой и аппаратурой, крутить диафрагму и контролировать звук.

После окончания записи творческие работники уезжали, а нам доставалось самое «приятное» — всё это собирать. На всё уходил еще час. Кабели надо было скручивать и укладывать нитка к нитке, чтобы не перепутались, а перед этим протирать по всей длине — мы же их на землю бросали. Сетевой кабель укладывали на крыше по технологии металлической катушки, а так как по технике безопасности его нужно было разматывать полностью, он у нас так и «жил» наверху, по всему периметру.

Когда спутниковое ТВ — «ручное»

— Вскоре меня пригласили в Мирный — телестудии алмазной столицы нужен был главный инженер. Им тогда хорошо помогала АЛРОСА: приобрели неплохое для того времени студийное оборудование, передатчики, оплатили приобретение и установку антенн, сделали ремонт в помещениях. Вся техника (камеры, монтажка и т.д.) полупрофессионального формата SVHS фирмы «Panasonic».

Через некоторое время в студии появился шустрый невысокий мужчина, директор Дома культуры совхоза «Новый», который организовал конкурс якутской песни «Чуона» (через пару лет его переименовали в «Туой Хая»). Надо отдать должное его энергии — он замахнулся сразу на республиканский уровень и «выбил» у алмазной компании достойное финансирование.

За трехдневные съемки выступлений он расплатился с нами… телевизорами. Работать пришлось в помещениях дома культуры. На это время демонтировали оборудование студии в Мирном, привезли и смонтировали его уже на месте. Когда вечером толпа расходилась, мы оставались на ночь там же — не могли бросить технику.

Конкурс прогремел на всю республику, вокалисты съезжались в Мирнинский район со всех концов Якутии. Кассеты с уже смонтированным материалом я передавал на якутское ТВ, и время от времени их «крутили» в эфире.

На крыше здания телецентра в Мирном были установлены первые спутниковые антенны. Контролировали вещание, которое шло в круглосуточном режиме, дежурные на коммутаторе, в основном это были женщины. В то время российские спутники частенько «гуляли», и довольно чувствительно. Чтобы была нормальная «картинка», приемную антенну приходилось корректировать дважды в сутки в «ручном» режиме. В любую погоду наши героические женщины брали обычный гаечный ключ, залезали на крышу и с его помощью по меткам подстраивали видеосигнал. Когда я уходил, в Мирном уже показывало около десяти каналов, шел процесс преобразования студии в ТРК «Алмазный край».

Я глубоко благодарен всем, с кем довелось работать в Якутске и Мирном. Во всех телестудиях коллектив был молодой — энергичные, талантливые ребята. У меня появилось много друзей, жили мы хорошо, весело, интересно. А главное — была здоровая рабочая атмосфера.

Нинель Гусева

Источник: news.ykt.ru