На птичьих правах: родители учеников начальных классов СОШ №17 против обучения детей в разных зданиях

В редакцию News.Ykt.Ru обратились родители учеников начальных классов школы №17. Они возмущены тем, что уже четыре года дети кочуют из школы в школу. Учебный год только начался, а они уже сменили две школы и пять классов. Причина — переполненность семнадцатой.

Учебный год начался для пяти начальных классов 17-й школы в здании Технического лицея имени Алексеевой. Родители и школа сделали ремонт в одном из корпусов, арендованных до 2020 года. Но после первой четверти родителям объявили, что филиал переезжает в СОШ №3 из-за конфликта с руководством школы имени Алексеевой. На встрече руководителей школы с родителями учеников 17-й заместитель начальника управления образования Андрей Пухов уверил, что это временно и к началу следующего учебного года каждому классу выделят кабинет в основном здании школы. Единственное решение — не брать первоклассников в следующем учебном году, лишь «А» и «Б». На собрании было решено, что в основной корпус переедет 3 «Д», в итоге в СОШ №3 перешли три класса: 1 «Д», 2 «Д», «Е».

Из-за чего возникла проблема

17-я школа переполнена в пять раз, здание рассчитано на 350 учеников в одну смену, а учатся в ней 1750, в каждом классе по 40 детей. Еще четыре года назад нашли «временное» решение проблемы — филиалы: для старшеклассников — здание бывшего развлекательного центра «Оранжевый слон» на улице Петровского, 10/4, там учатся ученики 10-11 классов, и четыре восьмых класса во вторую смену.

А для учеников начальных классов — здание городского лицея, до того как достроят пристрой. Но возвести пристрой пока не удается. С тех пор несколько начальных классов кочуют из школы в школу: сначала был городской лицей, на следующий год — аварийные классы СОШ №3, потом аренда корпуса Технического лицея им. Алексеевой, откуда их в итоге выгнали. В итоге во второй четверти детей снова перевели в СОШ №3. Страдают три класса: 1 «Д», 2 «Д», «Е». Учеников третьих классов, после жалоб в соответствующие инстанции, перевели в основной корпус. В дополнительные классы ФГОС.

Мнение родителей

Родители оставшихся детей просят либо оставить классы в лицее, либо перевести их в здание самой 17-й школы. Они готовы ждать год, но требуют гарантий, что их переведут в основной корпус. «Мы чувствуем себя изгоями и не понимаем, почему именно наши дети страдают. Из-за переездов дети не могут получить качественное образование и находятся в стрессовом состоянии из-за того, что надо постоянно адаптироваться к новым условиям».

Дария Винокурова, мама ученика 1 «Д» класса:

— Возмущает, что из первых классов мы единственные, кто не учится в семнадцатой. Когда мы поступали в школу, в списке были девятнадцатыми. У нас был выбор, какой класс выбрать: «А», «Б», «В», «Г» или «Д». Нам сказали, что есть класс с изучением якутского языка, и порекомендовали как хороший класс с хорошим учителем, который будет точно учиться в основном корпусе 17-й школы. Я еще уточняла у завуча: точно ли будем учиться в основном корпусе? Меня уверили, что да, поскольку в этом году класса «Е» не будет. Мы выбрали этот класс. Второго сентября нам сказали, что будем учиться в здании на Кирова. Конечно, тоже неудобно, но хоть центр города. Для многих от работы недалеко, школа малокомплектная. Отучились два месяца, и нас перевели в третью школу, которая совсем не отвечает нормам, там такая толпа. Это жуткий стресс, никакой автобус не доезжает до третьей школы из нашего района. Приходится добираться пешком. Не знаем, что ожидать зимой, придется ездить на такси.

Ольга Сатырова, председатель родительского комитета 1«Д» класса:

— Почему мы должны учиться на птичьих правах с первого дня в школе? Со второй четверти нас перевели в школу №3, которая находится в Залоге, временно в 108 каб. на 1 этаже, где к тому же прохладно уже сейчас, представляем, как холодно будет с декабря по март. Ни один автобус не доезжает из нашего района, а идти пешком довольно далеко. Впереди зима! Мы в отчаянии. Чем хуже наши дети? Как водить наших детей в такой мороз каждый день так далеко? Как объяснить нашим детям, почему именно они не могут учиться в стенах родной школы? Почему им приходится терпеть на себе косые взгляды учителей и учащихся чужой школы? Почему в наше современное, развитое время, нацеленное на развитие будущих поколений, дети не могут элементарно учиться в своей школе? Почему они уже сейчас вынуждены встретиться с несоблюдением их законных прав и ущемлением их интересов?

Мы, родители учащихся 1 «Д» класса МОБУ СОШ №17 г. Якутска, абсолютно не согласны с решением о переводе нашего класса в здание СОШ №3 г. Якутска.

Надежда Прокопьева, мама ученика 2 «Е» класса:

— Мы уже столько скитаемся по школам. Почему третьи классы перевели, а нас нет? Чем мы хуже? Мы не намерены это терпеть. Почему мы единственные из 17-й школы учимся во вторую смену в третьей школе? Мы отремонтировали целый корпус в техническом лицее, и после окончания ремонта нас выгнали. Где наши деньги?

Мнение руководства школы

Директор СОШ №17 Лена Афонская объясняет, что она переживает из-за переполненности школы так же сильно, как и сами родители. «Это наша общая и очень сложная проблема, — сказала директор в комментарии News.Ykt.Ru. — Мы и сами не рады тому, что наши ученики обучаются не в нашем основном здании. Ведь так было бы проще не только родителям, но и администрации, учителям и в целом всему персоналу. Мы как можем идем навстречу родителям: в этом году нам удалось перевести два третьих класса из филиала в наше основное здание. И если бы в школе было хотя бы несколько свободных помещений для начальных классов, мы бы тут же перевели всех детей из филиала в наше основное здание. Но сейчас такой возможности, к сожалению, нет».

Пристрой

Новое здание средней общеобразовательной школы №17 было построено и введено в эксплуатацию в 2002 году. Школа рассчитана на 350 мест в одну смену. Администрация школы вот уже 10 лет добивается строительства пристроя к основному корпусу, но видимых результатов нет. В прошлом году, благодаря усилиям педагогов и родителей, строительство пристроя было включено в градостроительный план. Потом из этого плана было вытеснено, так как в приоритете строительство школ в новых микрорайонах и замена аварийных учебных зданий на новые.

«Проблему переполненности школы надо решать всем вместе. Мы рассчитываем на поддержку окружной администрации. Не первый год мы пытаемся добиться строительства пристроя школы. Но из-за сложностей с соседним земельным участком, на котором находится исторический памятник филиал Национального художественного музея — бывшее здание казначейства, этот проект постоянно откладывается, в итоге страдают дети и их родители», — утверждает директор школы Лена Афонская. «По требованию законодательства, в 200 метрах от такого здания не должно быть никаких других строений. Из-за этого мы оказались в тупиковой ситуации», — объясняет директор.

Директор объясняет, что у школы нет лицензии на проведение учебных занятий для начальных классов в здании Технического лицея. Кроме того, как объясняет Афонская, руководство лицея настаивает на переезде учеников школы №17 в другое здание. Вариант с переездом в центр «Оранжевый слон» также не представляется возможным. Центр находится рядом с улицей с оживленным движением. А из-за требований безопасности в центре могут учиться только средние и старшие классы.

Позиция управления образования Якутска

Заместитель начальника управления образования Андрей Пухов сообщил News.Ykt.Ru, что в он в курсе проблемы родителей учеников 17-й школы. Сотрудники управления вместе с руководством школы №17 ищут пути выхода из непростой ситуации.

«Родители нескольких учеников написали заявления с просьбой перевести детей в другие школы. Мы приняли все заявления и помогли устроить детей в другие городские школы», — пояснил заместитель начальника управления.

Андрей Пухов, как и Афонская, считает, что решить проблему переполненности школы №17 может строительства пристроя. Этот вопрос обсуждался на республиканском уровне. Весной этого года пресс-служба Ил Тумэна со ссылкой на спикера Петра Гоголева сообщала, что «планируется корректировка госбюджета республики, в рамках которой необходимо рассмотреть внесение финансирования проектной работы по строительству пристроя в 2019 году, а в инвестпрограмму 2020 года включить уже строительно-монтажные работы».

Мнение мэрии

Заместитель главы города по социальным вопросам Наталья Степанова прокомментировала ситуацию:

— В настоящее время три класса переведены в 3-ю школу после проведения ремонтных работ. Один из классов после пересмотра расписания уроков в классах, обучающихся в основном здании 17-й школы, с 18 ноября будет переведен в основное здание. К сожалению, вопрос перевода остальных классов будет решен в начале 2020-2021 учебного года. Данная работа ведется руководством 17-й школы совместно с управлением образования. Что касается положения в центральных школах города, в конце 2018 года за счет федеральных средств приобретено дополнительное здание для школы №5. Кроме того, окружной администрацией совместно с правительством Якутии ведется работа по строительству пристроя №5, заложена свая пристроя школы №31, совсем недавно прошла заливка фундамента новой школы в 203 микрорайоне.

В целом проблема переполненности общеобразовательных школ, особенно в центральной части города, стоит очень остро. Ситуация здесь усугубляется отсутствием свободных земельных участков. В последнее время общее число обучающихся увеличивается примерно на 2000 человек ежегодно, сегодня это свыше 47 тысяч детей. Ежегодно увеличивается и количество первоклассников. Темпы строительства новых школ, создания новых ученических мест, с учетом высокой рождаемости и миграционного притока в столицу, не отвечают темпам прироста новых учеников. Без дальнейшей поддержки со стороны республики, федерального бюджета этот вопрос сложно решить.

Итог 

Единственное решение, которое предлагают управление образования и школа на данный момент, — перетерпеть этот учебный год, в следующем году планируют набрать всего два первых класса вместо шести. 

Источник: news.ykt.ru