От студента до ректора СВФУ: Анатолий Николаев — о тяжелых 90-х, жизненных принципах и нынешней зарплате сотрудников университета

«В 90-е годы многие мои коллеги и друзья ушли в коммерцию. В науке тогда оставались только самые стойкие патриоты. Спустя время мы понимаем, что это был правильный выбор. Сегодня перед нами открываются самые широкие перспективы, и СВФУ может стать лидером по инновациям на мировом рынке», — новый ректор СВФУ Анатолий Николаев рассказал News.Ykt.Ru о грандиозных планах.

В конце июня на должность главы СВФУ, которую до этого занимала бессменная, как многим казалось, Евгения Михайлова, заступил новый ректор Анатолий Николаев, который до этого работал у нее проректором. А еще 25 лет назад он выпускался из стен университета, тогда еще ЯГУ, учителем биологии и химии. С красным дипломом.

«В седьмом классе собрали прибор по измерению свежести молока»

— У меня по природе склад ума ближе к техническому, чем к гуманитарному. Люблю точность, доверяю только фактам. Я родом из маленького села Намцы Верхневилюйского района. В седьмом классе мы с одноклассником собрали прибор по измерению свежести молока. Это был очень простой по своему принципу прибор на основе проводимости между двумя электродами. Молоко со временем окисляется, повышается кислотность, соответственно, и электропроводность, и мы измеряли по показателям датчиков уровень свежести. Заняли первое место в районе, второе место — на республиканском уровне, затем наш прибор дошел до выставки ВДНХ в Москве, где мы заняли третье место, но оттуда уже не вернулся. Он был в единственном экземпляре, и помню, мы его сначала тестировали на сельском молокозаводе. Хотели оформить патент, но до этого как-то не дошло.

Во время службы в армии был старшим механиком-водителем роты. Хорошо разбирался в танках. Есть даже права тракториста, но, наверное, они сейчас уже не действуют. До 2014 года ездили на «Ниве», а это, сами понимаете, машина, которая любит внимание (улыбается). Пару раз разбирал двигатель, ходовку, клапан менял и много другое. А потом купили другую машину. Сейчас ездим на «Хендай Крета». 

А так моя основная научная деятельность касалась влияния вечной мерзлоты на рост деревьев на основе их колец. Скажу не без гордости, за десятилетия работы я, можно сказать, стал первым, кто начал сравнивать динамику роста древесных колец с параметрами мерзлоты. Конечно, это благодаря моим учителям, в частности академику Евгению Ваганову, в недавнем прошлом ректору Сибирского федерального университета. Почти все его ученики сейчас стали докторами или кандидатами наук. Это настоящая научная школа дендрохронологов. 

Времена моей аспирантуры пришлись на тяжелые 90-е годы. Кругом безденежье, научные институты пустели, многие мои коллеги подались в коммерцию, чтобы прокормить семьи. В то время охранник банка получал в четыре раза больше меня, ассистента преподавателя ЯГУ. Да, было нелегко, но почему-то тогда у меня был большой всплеск какого-то научного азарта, интереса. В летнее время пропадал в экспедициях, собирал материал, в зимнее время допоздна засиживался в лабораториях, сопоставляя исследуемые образцы. На основе всего этого и написал сперва свою кандидатскую диссертацию, позже — докторскую.

«Руководить — значит уметь брать ответственность»

— В первый раз мне официально пост руководителя предложили, когда мне было 42 года. До этого я больше занимался научной и общественной деятельностью. В 2011 году я стал деканом родного и легендарного биолого-географического факультета ЯГУ. За два года работы я преобразовал его в Институт естественных наук, число студентов увеличилось с 600 до 800, более 20 преподавателей защитили кандидатские и докторские диссертации. Думаю, за такое короткое время это неплохой результат. Не скажу, что это прямо моя личная заслуга. Дело в умении и, возможно, еще везении собрать хорошую трудоспособную команду.

Руководить — это значит уметь брать ответственность. Я знаю, что это такое, потому что я старший ребенок в многодетной семье, у меня еще три сестры и трое братьев. Возможно, поэтому командный дух и умение распределять обязанности заложились во мне еще с детства (смеется). 

Когда мне предложили стать кандидатом на должность ректора СВФУ, морально был готов взять на себя такую ответственность, но сам никогда не стремился занять этот пост. В первую очередь из-за того, что в стенах университета прошел практически все ступени, начиная со времен студенчества. Кроме того, это был вызов себе: смогу решиться на такой шаг или отступлю? А я в жизни руководствуюсь правилом — не бояться принимать вызов и справляться в любом случае. 

На ваш вопрос о неких интригах по поводу кандидатов в ректоры, о которых писали СМИ, могу сказать, что такого в реальности не было. Это надо просто побывать в нашей шкуре, чтобы это понять. Два моих, так сказать, «соперника» (Голиков А.И. и Саввинов В.М.) работают дальше проректорами. От нас ничего не зависело, а вот процедура согласования на всевозможных уровнях заняла более полугода, и все это время я не знал, назначат меня или нет. СВФУ — это не обычное образовательное учреждение, это крупнейший университет федерального уровня: более трех с половиной тысяч сотрудников, около 20 тысяч студентов, это своего рода масштабы среднего городка. 

Как руководитель, я довольно-таки требовательный. Допустим, я дал поручение своему сотруднику по какому-то направлению. Он не справился, но по каким-то неизвестным причинам не поставил меня в известность о наличии проблемы. Вместо того чтобы своевременно решить вопрос, жду выполнения день, два, три, а за это время проблема как волна раскатилась дальше и уже может принять совсем другие масштабы. Поэтому все нужно решать в срок, чтобы не пришлось предпринимать какие-то дополнительные усилия. Так получилось, что за три недели до начала учебного года мне пришлось самолично проходить по всем корпусам и обегать все кабинеты, чтобы привести все в порядок. Самое главное, что к 1 сентября все запланированные кабинеты были отремонтированы и подготовлены к началу учебного года. Иногда, возможно, кому-то покажется, что я слишком строг, но именно понимание, что нельзя пускать на самотек, и делает меня таким. 

«Перейдем на „цифру“. Станем вузом номер один в мире»

— Я — страшная сова, но в 7.45 я уже на работе. Просматриваю почту, читаю новости, подписываю документы. Затем начинаются совещания различного уровня. Ни один день не бывает похожим на другой. Домой стараюсь уезжать обычно к десяти вечера. У меня два помощника, они сменяются по своей внутренней договоренности. 

Основная моя задача на сегодняшний день состоит в переходе СВФУ на цифровизацию. В планах срок — до 2024 года. В сжатые сроки мы должны изменить образовательный процесс. За счет новых подходов к образовательной деятельности у преподавателей, у которых в данное время нагрузка до 900 академических часов в год, должна снизиться аудиторная занятость в пользу выделения времени для научной работы, повышения квалификации сотрудников, улучшения качества образовательных программ и пр.

Средний возраст преподавательского состава — 47 лет. Возможно, некоторым будет сложно перестроиться, но надо понимать, что «цифра» — это требование времени. Проблему решит грамотная постановка задачи. Если даже завтра обеспечим всех гаджетами, мы вопрос цифровизации не решим. Дело не в материальной базе университета, а в менталитете сотрудников и студентов. В этом вопросе я надеюсь на понимание коллег. 

У нас есть все возможности занять прочное место по инновациям на мировом уровне: материальная база, преподавательский состав, команда. Евгения Исаевна в данное время плотно работает над программой развития СВФУ, созданием Научно-образовательного центра (НОЦ) в рамках национального проекта РФ «Наука». За создание этого центра конкурируют много регионов России, но мы совместно с Чукотским автономным округом, Магаданской областью и Камчатским краем имеем хорошие шансы на создание НОЦ мирового уровня. 

Нужно понимать, что университет существует не только за счет дотаций, основанных на количестве студентов, коммерческой составляющей и прочем. На образовательные и научные проекты выделяется немалое финансирование, у некоторых вузов России внебюджетные средства достигают до 4 миллиардов и более. Они также заключают хоздоговоры с крупными компаниями, выигрывают федеральные и мировые гранты и проекты. Нам есть у кого брать пример и самое главное — есть потенциал у сотрудников, а учитывая роль СВФУ в жизни региона, мы можем сделать колоссальный шаг вперед. Мы должны стать вузом номер один в мире в зоне вечной мерзлоты. 

«Средняя зарплата преподавателей — 124 тысячи рублей»

— Средняя зарплата наших преподавателей — 124 тысячи рублей. Мы должны выполнять уровень 200% от средней зарплаты по региону, согласно указам президента Российской Федерации. У кого-то доходит до 300, у кого-то на уровне 80 тысяч рублей. Зависит от множества индикаторов — наличие научных степеней, статей, проектов, хоздоговоров и прочего другого. В бытность деканом биолого-географического факультета я некоторых практически заставлял садиться за диссертации. От этого зависит не только зарплата преподавателей, но и рейтинг самого университета. 

Но есть и перекос. Управленческие кадры у нас, к сожалению, получают невысокую зарплату. К примеру, начальнику отдела организационной работы начисляется около 40-50 тысяч рублей, хотя он по статусу вроде начальник, но те, чью работу он организовывает, те же самые ассистенты, получают иногда в разы больше него. Мы пытаемся изменить такую несправедливость, но тут все зависит от внебюджетных доходов. Пока так, но в будущем мы должны исправить это положение, так как университет — это единый организм и важны все структуры. 

На базе СВФУ мы внедряли МИПы — малые инновационные предприятия, и в 2014 году это считалось хорошим индикатором в плане создания рабочих мест. Их мы тоже будем развивать. 

«Нужно строить Мединститут»

— Также немаловажный вопрос состоит в строительстве нового корпуса для Мединститута. Учитывая, что скоро в Якутии появятся онкологический и кардиологический центры, открываются новые медицинские учреждения, мы должны обеспечить их достойными кадрами. Сейчас студенты обучаются в не очень специализированных для подготовки медиков корпусах. Несмотря на это наши студенты становятся победителями и призерами всероссийских и международных соревнований.

В районе радиоцентра у нас есть земельный участок, на другой стороне от мультимедийного парка «Россия — моя история». Если до конца года мы успеем представить проектно-сметную документацию в правительство Российской Федерации, то с 2021 года начнется строительство здания под Мединститут и двух общежитий. Даже есть варианты, что они будут соединены общим переходом. Медицинские объекты сложнее по структуре, чем обычные, но надеемся, что до конца этого года все получится с документацией. 

«Самое главное — поддержка семьи»

— Конечно, год назад я и не предполагал, что моя жизнь так круто изменится. Я бы с удовольствием поработал еще несколько лет проректором за «спиной Евгении Исаевны», в спокойствии и безопасности. Зона ответственности у проректора есть, но не в таких охватах, как у ректора, тем более федерального университета. Евгения Исаевна иногда смеется, что «вроде разгрузилась», ведь на хозяйство я заступил, но «работы у нее стало еще больше». Сейчас она занялась более масштабными проектами. Частенько, выходя из университета, я оглядываюсь и вижу, что у нее в окнах еще горит свет, несмотря на то, что я ухожу после десяти. 

Только сейчас понял фразу моего учителя, академика Евгения Ваганова: «Есть такой момент, когда ты себе не принадлежишь». Раньше мог отпроситься, заранее запланировать какое-то мероприятие, съездить куда-нибудь на несколько дней, а теперь нет. Чаще стал ездить в командировки, но мало-мальски свободный выходной день стараюсь проводить с семьей, ведь главное для меня это поддержка и понимание моих самых родных людей. Супруга Татьяна Ивановна работает более 20 лет в Физико-техническом институте, старшая дочь Анастасия — студент юридического факультета СВФУ, средняя Александра учится в школе №17, а младшенький Алеша ходит в детский сад. Иногда ухожу на работу — еще спят, прихожу с работы — уже спят. Но я думаю, что в жизни все идет правильно и я не отступил от предначертанного пути.

Источник: news.ykt.ru