В Якутске воссоздали атмосферу 13 века. Репортаж со съемок фильма «Хаар Кынат»

Завершились съемки исторического фэнтези «Хаар Кынат». Журналисты News.Ykt.Ru побывали на съемочной площадке в крайний день съемок.

Новая картина от продюсера фильмов «Сайсары күөлгэ», «Айыы уола», «Иччи» Марианны Скрыбыкиной и режиссера-дебютанта Айталины Тимофеевой-Владимировой расскажет об истории любви, дружбе и приключениях молодых людей 13 века.

Действие фильма «Хаар Кынат» разворачивается сотни и сотни лет назад. Мальчик-сирота по имени Хаар Кынат спасает Айкуо — дочь влиятельного господина от демона Нижнего мира. Фильм начинается с того, что, оставшись без семьи, Хаар Кынат вынужденно уезжает с матерым воином Чэром на юг, где в течение 13 лет познает тяжесть боевого ремесла в период бесконечных войн за наследие Хана. Вернувшись домой, чтобы похоронить Чэра, Хаар Кынат становится свидетелем похищения Айкуо демонами Нижнего мира. Со своими верными друзьями с юга Суусар и Хагадасом в сопровождении жениха и братьев Айкуо Хаар Кынат бросается на помощь. За кем правда: за человеком или за демоном? И кто кого спасет: герой красавицу или красавица героя? Возможно все, ведь бескрайний Север настолько же непредсказуем и загадочен, насколько он холоден и суров.

Специально для фильма на мыране Покровского тракта возвели поселение 13 века. Создатели фильма надеются, что это место в последующем станет арт-объектом и еще одним популярным местом для жителей Якутска. И расположено оно недалеко от табуна мифических лошадей. Всего на территории Якутии было возведено около десяти подобных крупных построек.

В съемках фильма задействовано 28 лошадей, использовано более 100 оригинальных костюмов и 300 метров натуральной кожи.

Екатерина Шапошникова, художник-постановщик фильма :

— Я не могу с абсолютной уверенностью сказать, что все так и было в 13 веке. Но мы можем предположить, что тогда еще строили урасу, поскольку якуты были кочевниками. У нас были консультанты — молодые ученые, историки, которые уверяли, что якуты жили именно так. Не было еще балаганов, были вопросы: а где они держали скот? Скорее всего, они пасли скот, как и лошадей, на улице, потому что ни в одной раскопке не находили в урасе останки животных. Тем не менее на другой локации мы сделали хотон, где содержатся две коровы бедной семьи. У нас была мысль, что балаганы начали строить для животных, а потом начали делать как общее жилище со скотом. В этой урасе есть влияние монгольской юрты, мы хотели этим показать тесные связи с ними, фильм якуто-монгольский.

Самое сложное было найти материалы, чтобы не накладно было. У нас были прекрасные строители, которые быстро все построили, и бригада художников-декораторов во главе с Петром Бояркиным и Петром Соловьевым, также привлекали студентов-волонтеров. Построили огромные урасы, юрты, конечно, были размером поменьше, но нам нужно было больше пространства для съемок, чтобы из любой точки можно было снимать.

Что касается одежды, оружия и орудия, то они более достоверны, приближены к тем, которые известны.

На съемочной площадке работает 80 человек, снимают одну из самых массовых сцен. Трехминутный эпизод снимают три часа, поскольку костры все время сдувает ветром. 

Паша Ченянова играет удаганку, которая пророчит жителям неминуемые беды. Роль у Паши второго плана, главную героиню Айкуо играет 20-летняя Дайыына Борисова, для которой это первые пробы в кино. 

Дайыына Борисова, исполнительница роли Айкуо: 

— Светлана Шадрина, которая работала в этом проекте, как-то написала мне в Instagram и предложила попробовать себя в кино. Я с удовольствием согласилась и на следующий день прибежала на пробы, дико волновалась. Нам дали сценарий, а именно финальную сцену, слова сложные, сходу не запомнишь. После проб я несколько дней с волнением ожидала звонка, каждый раз вздрагивая, и наконец мне позвонили и пригласили на примерку. 

Я, по сути, выросла в Саха театре: мама работала там бухгалтером. И когда она составляла отчеты, я бежала смотреть спектакли и репетиции. Мечта стать актрисой, видимо, тогда и зародилась, но не было веры в себя и я не думала, что у меня есть актерский талант. А теперь я поняла, что именно этим хочу заниматься всю жизнь, и в следующем году хочу поступить в театральное.

Спасителя Айкуо, главного героя Хаар Кыната играет актер Саха театра Прокопий Данилов. Широкому зрителю он известен по ролям бандитов, криминальных авторитетов в фильмах «Уол оҕото», «Айыы уола», «Кэрэл», «Феррум». 

Прокопий Данилов, главный герой Хаар Кынат:

— 13 век, мы играем боотуров, которые постоянно воюют между собой. Мой персонаж Хаар Кынат родился здесь, но вырос в Монголии. Всегда ходил с большим воином Чэром, который научил его всему тому, что знал сам. Он обучен убивать, жесткий, но у него есть сердце, он раним. Интересен он именно этим. Когда похищают Айкуо, он не оставляет ее в беде и жертвует собой. 

Мой персонаж в детстве очень близко дружил с Айкуо, дочерью богатого человека. Их разлучили в детстве. Его взяли с собой на войну, и он вырос, глядя на смерть, разруху, битвы. Из-за всего этого у него очень сильно закалился характер, он очень решительный, лидер, человек, который понимает все, что происходит и что надо делать.

Сегодня крайний день съемок, немного чувствую облегчение, поскольку сейчас уже очень холодно. За это время съемочная группа стала мне как семья, появились бабушки и дедушки, братья и сестры. Очень много человек задействовано: отдельно инструкторы по рукопашному бою, отдельно — по владению оружием. Здесь каждый знает свое дело: если сцены с лошадьми, то есть конюхи, поставят их как надо, накормят. Батыйа, стрела, луки — все настоящее, все на профессиональном уровне. За месяц до съемок все уже готовы, каждый знает, что будет делать, какие сцены, никто ничего ни у кого не спрашивает. Когда актер делает только свое дело, он сосредоточен на роли и начинает хорошо играть. В якутских фильмах актеры, как правило, задействованы и как рабочие: выгрузить, загрузить и т.п. А здесь такого нет, актер приезжает даже на служебной машине, кормят, поят. Очень приятно осознавать, что уровень кино в республике вырос. Это огромный шаг вперед.

 

Что касается съемочной группы, то над фильмом работают свыше 100 человек. Первым пригласили московского оператора Екатерину Орловскую. Как и во время съемок фильма «Иччи», над картиной работают несколько приглашенных специалистов: это второй режиссер Константин Овчинников, один из немногих специалистов в области подводных и экстремальных съемок из команды AquaFilmPro (Москва), звукорежиссеры студии Tonwagen (Санкт-Петербург) Сергей Иванов, Данил Бельтюков и супервайзер СG Суареса Эрнандес Филиппа Гонсало Энрике. 

Екатерина Орловская, оператор-постановщик:

— Мне всегда хотелось снять историческое кино. Мы достоверно не знаем, как выглядел 13 век и в целом средневековье. Любому оператору интересно показать мир, которого в реальности не существует. Кроме того, Якутия — это такой для меня отдаленный край света с невообразимыми красотами, место, которое привлекает любого визуала. Что касается языков, конечно, с одной стороны, сложно, что ты не понимаешь, какое слово точно произносит актер. У меня был построчный перевод, суть и по интонации я понимала все. С другой стороны, информативно на тебя не давят слова, ты сосредотачиваешься больше на эмоциональной, визуальной составляющей. Я никогда не работала раньше в игровом кино, где говорят на языке, которого я не знаю. В целом это был очень интересный эксперимент, я не могу сказать, что это сильно повлияло на визуальную составляющую, но да, есть такая особенность, что ты воспринимаешь больше эмоционально.

На съемочной площадке говорят на трех языках: русском, якутском и монгольском. Это международный кинопроект. Роли друзей главного героя играют приглашенные актеры из Монголии Тугулдур Мунхбаяр и Балжинням Ариунхишиг. 

Балжинням Ариунхишиг, исполнительница роли Суусар:

— Прочитав сценарий, мы жутко захотели сюда приехать и принять участие в этом проекте. Прибыли в Якутск 8 сентября. Мою героиню зовут Суусар, она очень сильная не только физически, но и во всем. Я такой хочу быть в жизни. Мне очень нравится ее играть и нравится все, что происходит здесь. Все очень профессионально и на высоком уровне, не было чего-то сложного и невыполнимого, даже то, что мы говорим на разных языках — мы на монгольском, якутские артисты на якутском, не вызывает каких-то затруднений, мы готовились, читали сценарий, там переведено каждое слово.

Если говорить о самом сложном, то это, скорее всего, сцены с лошадьми, езда галопом в сильный снег и ветер. Я в Монголии научилась скакать, стрелять. Специально для фильма готовились полгода.

Как рассказывает продюсер Марианна Скрыбыкина, сценарий фильма был написан пару лет назад и попал к ней случайно, привлек своим драйвом, сильными персонажами, а также редким для кинематографа жанром этно-фэнтези. Сценарий написал молодой режиссер Прокопий Бурцев, его фильм «Феррум» в 2016 году был отмечен многими призами и наградами. Но все же режиссерское кресло Марианна доверила выпускнице ВГИК Айталине Тимофеевой-Владимировой, это ее дебютная картина. 

Айталина Тимофеева-Владимирова, режиссер:

— Сценарий не похож ни на какой другой, на мой взгляд, может быть интересным как для нашего якутского зрителя, так и для зарубежного. Многие говорили, что это однозначно мужское кино, так и может показаться. Но это кино затронет каждого, неважно, какого он пола. В фильме затронуты темы совести, веры и любви.

Каждая новая съемка — сама по себе сложность, потому что каждый раз стоят разные задачи, продиктованные сценарием и идеями его воплощения. В этот раз основным нюансом было то, что по стилистике фильма мы должны были максимально снимать все при естественном свете и освещении. То есть при свете дня либо, если это ночные кадры, при свете костра и факелов. Там есть определенные сложности, как минимум короткие осенние световые дни. Также было совершенно ново работать с таким количеством компьютерной графики. Но при хорошей организации и слаженной работе команды все возможно.

Марианна Скрыбыкина, генеральный продюсер: 

— Прочитав сценарий «Мои крылья» (переименовала его на «Хаар Кынат») поняла, что должна его снять. Творчески переработанный героический эпос Олонхо стал основой для написания четко структурированного жанрового сценария на уровне мировых аналогов, «держащего» зрителя от первой до последней минуты. В результате фильм  «Хаар Кынат» сочетает в себе востребованный и популярный жанр фэнтези и культурологическую ценность, позволяющую говорить о фильме как о продукте якутской культуры для широкого зрителя.

Фильм обещает быть динамичным, с обилием боевых сцен. Дата выхода проекта в прокат пока не определена, по словам продюсера, это произойдет не ранее 2021 года.

Фото: Ирина Рехлясова 

Источник: news.ykt.ru