Анатолий Кочетов: корифею авиаперевозок исполнилось 80 лет
21 октября 80 лет исполнилось заслуженному работнику транспорта РС (Я), Почетному гражданину города Якутска, советнику генерального директора АО «Аэропорт Якутск» Кочетову Анатолию Петровичу.
В наше время крайне сложно найти человека, более преданного своей отрасли и родному предприятию, чем Анатолий Кочетов. 58 лет он посвятил становлению и развитию аэропорта «Якутск», почти с нуля наладив работу службы организации пассажирских перевозок. Руководство и коллектив АО «Аэропорт Якутск» поздравляют Анатолия Петровича с юбилеем, желают ему крепкого здоровья, благополучия и прекрасного настроения!
Дитя войны
Анатолий Петрович родился 21 октября 1939 года в селе Табук Черемховского района Иркутской области.
Что он дитя войны, понял рано. Еще до его рождения отца Петра Парфиловича (Перфильевича по поздним документам) призвали на войну на Халхин-Гол в Монголию. Вернувшись оттуда, он почти сразу же вернулся на фронт — началась Великая Отечественная война.
Военные годы были тяжелые, голодные, как назло, царила засуха. Петр Парфилович вернулся с войны лишь в 1945-м. Однако с его возвращением, в первые годы после войны, жить легче не стало, засуха простояла вплоть до 1948 года.
Анатолий Петрович работал в колхозе с семи лет. Все дети Кочетовых, две девочки и три мальчика, выходили работать за мать, ведь сама она не могла, оставила свое здоровье в тяготах военных дней.
Отец Анатолия Петровича говорил сыну: «Есть желание учиться — учись, но я сам тебе в этом не помогу». У него самого было три класса образования. Всю жизнь посвятил труду, был награжден Орденом Ленина, Орденом трудового красного знамени, имел звание Почетного колхозника.
Глядя, как тяжело живут родители, у Анатолия было лишь одно желание — вырваться из деревни. Из Иркутской области были родом известные советские инженеры, кинорежиссеры, им даже ставили памятники. И дети, слыша об их достижениях, тоже хотели стать образованными людьми, внести свой вклад в развитие страны.
…Главными чертами, которые привили ему родители, Анатолий Петрович считает работоспособность, порядочность и честность. Именно с такими качествами он вошел в большую жизнь.
Юность в сапогах
Анатолий Петрович окончил школу в 1957-м году. Председатель колхоза никого не хотел отпускать, нужна была рабочая сила. А ведь в то время паспортов не было, все зависело от того, отпустит председатель колхоза тебя со справкой-направлением или нет.
Анатолий вопреки обстоятельствам решил вырваться из колхоза и поступить в Иркутское военное авиационно-техническое училище.
Почти одновременно с ним в Иркутск получать образование учителя иностранных языков приехала якутянка Нинель Зидгенизова. Судьбе было угодно, чтобы они встретились в этом городе. 23 февраля 1960 года явился поворотным днем в их отношениях. В этот день студентки иняза и курсанты ИВАТУ были приглашены на праздник в Театр музыкальной комедии. Анатолий уже был знаком с Нинель, но танцевал с ней впервые. Так началась их дружба.
8 августа 1961 года молодая пара прилетела в Якутск, 12-го расписалась, а 15-го новоиспеченный муж уже улетел обратно.
На третьем курсе училища курсантов решили перепрофилировать в ракетные войска. Чтобы уложиться в учебную программу, занимались с утра до вечера, нагрузка была огромная.
В 1961 г. по всей стране было объявлено сокращение военных «миллион двести». Кочетов попал под сокращение и вернулся к жене в Якутск. Повезло и с работой: взяли техником в ЛЭРМ Якутского Объединенного авиаотряда.
Так начались зачастую непростые, но в целом счастливые, плодотворные и долгие отношения Кочетова Анатолия Петровича с аэропортом Якутск.
Под рев самолетов
Трудовой путь Анатолия Петровича начался с благословения заслуженного пилота СССР, Героя Социалистического труда, командира Якутского Объединенного авиаотряда Валерия Ильича Кузьмина.
А первым наставником молодого техника по приборам ЛЭРМ Якутского ОАО стал начальник цеха Борис Алексеевич Гаринов, участник перегонок Аляска — Сибирь.
Анатолий Петрович вспоминает о нем, как о замечательном, умном и спокойном человеке, который стал для него хорошим учителем. Благодаря ему Кочетов начал постигать первые азы профессии.
Техником он проработал недолго — поступил в Рижский институт инженеров гражданской авиации в 1962 году.
В том же году весной у молодой семьи Кочетовых родилась дочь Людмила. А осенью отцу семейства пришлось уехать на учебу. Но он каждые каникулы приезжал домой к родным.
Нинель Николаевна вспоминала, что во время учебы мужа было трудно почти шесть лет растить ребенка. Ее мама подбадривала дочь, говорила: «Терпи, пусть учится, потом вам будет легче жить». Так и случилось: Кочетовы прожили душа в душу 58 лет.
С февраля по ноябрь 1967 г. в должности техника, инженера по радиооборудованию Анатолий Петрович проходил практику в аэропорту Якутск, а уже с 1 апреля 1968 года, после защиты диплома, заступил на работу в АТБ. Через год стал старшим инженером, в течение 12 лет “вырос” до начальника.
В этом отрезке жизненного пути близкими товарищами, соратниками Анатолия Петровича стали Виктор Николаевич Репников, Михаил Егорович Васильев, Филипп Семенович Сергеев, Дмитрий Данилович Шамаев…
В период работы в авиационно-технической базе Анатолию Кочетову удалось создать деловой морально-психологический климат в коллективе и решить множество технических вопросов, связанных с освоением и эксплуатацией турбовинтовых самолетов в условиях Крайнего Севера. Под руководством Анатолия Петровича была внедрена система бездеффектности, направленная на повышение безопасности полетов, он внес рационализаторские предложения, такие как, создание собственного стендового оборудования, предназначенного для проверки спецоборудования самолетов; установление сигнализации засорения топливного фильтра на воздушном судне Ан-12.
В то время много разной техники пришлось эксплуатировать впервые. Одновременно с началом эксплуатация Ан-12 началось строительство газопровода в Мастахе в Кобяйском районе. Но технологии погрузки и перевозки грузов нестандартных габаритов (газопроводных труб в том числе) не было, пришлось учиться на своих ошибках (бывало, трубы из-за неправильной погрузки просто вылетали из самолета).
Анатолий Петрович с самого начала своей трудовой деятельности проявил себя как грамотный и инициативный специалист, хороший организатор, поэтому в 1980 г. он был назначен начальником службы организации перевозок — одного из самых ответственных и сложных участков работы. Высокая текучесть кадров, мизерная зарплата, недостаточная квалификация персонала – вот проблемы, которые принялся успешно решать новый руководитель. Первое, что он сделал — добился систематического обучения работников, улучшения условий труда, повышения заработной платы.
— В 1980 году летом меня пригласил на беседу первый заместитель командира Якутского ОАО Репников В.Н. и предложил возглавить службу организации перевозок, — вспоминает Анатолий Петрович. — В ту пору в перевозках не была создана команда, которая могла бы выполнять план и задания для перевозок пассажиров и грузов. С работой меня ознакомил мой предшественник Сергеев Ф.С., который уезжал на учебу в академию. Он проработал в СОП один год и много сделал для организации нормальной работы, у меня была ответственная миссия продолжить его дело. Много начальников сменилось до Сергеева, и мне пришлось все создавать заново. В структуру СОП входили пассажирская служба, грузовая служба и служба бортпроводников. Общее количество составляло где-то около 400 человек. В службе не было квалифицированных кадров, полагались только на свой опыт. За первый год в пассажирской службе сменилось 80% личного состава. Так было и в грузовой службе, и в службе бортпроводников. Документации в службах никакой не было. Мы с Сергеевым Ф.С. пришли из АТБ, где все было регламентировано технологиями, постановлениями и другими документами. Сергеев затеял работу по внедрению технологий, должностных инструкций, а я продолжил эту работу. Первое, за что я взялся, это за создание коллектива, для этого надо было привлечь в службу квалифицированных работников. Часть пришла после окончания ЯАТУ ГА, все они получили должности диспетчеров и начальников смен. Дежурных не хватало, да и возраст был предельный, за смену так набегаются, что и домой еле уходили. В 1981 г. на базе СПТУ управления во главе с начальником СОП Мантуровым А.Н. добились создания группы по обучению дежурных для СОП. К нам стали поступать выпускники Ленинградского АТУ ГА. Это был этакий бум специалистов с высшим образованием. И интенсивность перевозок с каждым годом все возрастала. И к 1993 г. пик перевозок достиг 1,5 млн пассажиров и 35 тыс. тонн грузов в год. Конечно, без помощи администрации мы бы не смогли так быстро создать достойный коллектив, который участвовал наравне со всеми службами в социалистических соревнованиях и занимал призовые места. Таким образом, уже к 1984 г. в службе собрались работоспособные коллективы.
В 2012 году Анатолий Кочетов принимал активное участие в работах по вводу нового пассажирского терминала аэропорта «Якутск». Он осуществлял контроль за ходом его строительства и укомплектованием современным оборудованием: телескопическими трапами, стойками регистрации, информационными системами, лифтами и эскалаторами, предназначенными для комфортного пребывания пассажиров, в том числе и для маломобильных групп населения. Под руководством Кочетова А.П. удалось максимально автоматизировать процессы обслуживания пассажиров, в частности, была введена и успешно действует система звукового и визуального оповещения пассажиров на основе автоматизированной программы с вводом времени начала обслуживания рейса. Система звукового оповещения работает в автоматическом режиме, на трех языках (русский, английский, якутский), сопровождается визуальным оповещением с автоматическим включением табло за стойкой регистрации (на выходах, на посадку) и автоматическим выключением за 40 минут до вылета рейса.
В настоящее время Анатолий Петрович работает советником генерального директора по организации перевозок АО «Аэропорт Якутск».
За высокий профессионализм, справедливую требовательность к подчиненным и безупречное, добросовестное отношение к труду Анатолий Петрович получил признание коллег не только на своем предприятии, но и в других организациях, взаимодействующих с аэропортом. Отличник Аэрофлота, ветеран труда авиации Якутии, Заслуженный работник транспорта РС (Я), Почетный работник воздушного транспорта РС (Я), обладатель знака отличия «Гражданская доблесть». В 2014 г. Анатолий Петрович Кочетов был награжден премией Главы РС (Я) за особый вклад в социально-экономическое развитие республики, в 2016 г. — Почетной Грамотой Президента РФ В.В. Путина.
Сегодня, в день юбилея, Анатолия Петровича от имени министерства транспорта и дорожного хозяйства РС (Я) Почетной грамотой наградил генеральный директор АО «Аэропорт Якутск» Сергей Игнатенко. Руководство и коллектив аэропорта поздравили старшего коллегу во время производственного разбора.
Автор: На правах рекламы
Источник: