Давид Архан из «Үс түмсүү»: «Без религии народ саха исчезнет»
В последние дни у всех на устах «Үс түмсүү» — то они выходят с флагами в дни самоизоляции, то требуют землю от Авксентьевой, то обращаются к ФАПК «Якутия» с требованием прекратить производство алкогольной продукции. Кто такие «Үс түмсүү», за что они борются и каким они видят свой идеальный мир — рассказал журналистам News.Ykt.Ru один из лидеров движения Давид Архан.
Начнем, наверное, с последних событий. Что за требование вы предъявили ФАПК «Якутия»?
Мы выступаем против присвоения имен божеств Айыы алкогольным напиткам. Это оскорбляет священные понятия традиционной культуры — алкоголь никогда не был частью жизни якутского народа, он приносил только страдания и смерть.
Вы хотите, чтобы переименовали водку «Байанай» и поменяли названия других напитков, или же вы в целом хотите запретить производство алкоголя в Якутии?
Только названия изменить.
Что ФАПК ответили?
Пока ничего.
Расскажите о видео, где один из «Үс түмсүү» говорил о том, что мэрия затягивает вопрос выделения земли под строительство. О какой земле идет речь, где она находится?
Для строительства Дома веры.
Как он будет называться — тоже Дом Арчы?
Нет, Итэ5эл дьиэтэ (Дом веры).
Где будет находиться здание?
Пока не могу сказать, там, где выделят землю.
В черте города?
Да.
Как отметили День Республики?
У нас прошел дистанционный флешмоб, поскольку запретили собираться. Просто повесили свои флаги на дома, машины.
Но по факту многие вышли на улицы города…
Мы не призывали выходить на улицы. Сказали поддержать распоряжение главы республики. Ты, видимо, имеешь в виду машины, которые разъезжали с флагами?
Ну, и это в том числе. К примеру, в Намском улусе вышли толпой на улицы.
На самом деле вышла вся республика, не сговариваясь, одиночно. Это не митинг, не пикет, не демонстрация.
Что за организация в целом «Үс түмсүү», для чего она была создана и когда?
В 2017 году мы появились, зарегистрировались официально в 2018. «Үс түмсүү» — это патриотическая организация, цель которой — сохранить народ саха и защитить население. Народ саха забывает свой язык, исчезает, ассимилирует. Мы хотим не допустить этого. Поднять статус республики.
Сакральный смысл «Үс» — это прошлое, будущее и настоящее. В якутской вере «Үс» — это верхний мир, серединный и нижний. «Үс саха терүе5э». Главная цель — популяризация и возрождение веры Аар Айыы. Мы, народ саха, позабыли исконную религию, отодвинули ее на задворки своей истории, поэтому не развиваемся, нет духовности, люди пьют, ругаются, дерутся, происходят убийства повсеместно. Посмотрите на развивающиеся регионы, тот же Татарстан, Башкортостан, Тыву или Чечню — почему они развиваются? Потому что у них сильная вера. Русский народ тоже с твердой верой. Даже если посмотреть на историю, развиваются только те, у которых вера сильна.
Мы давно отошли от нашей веры, приняли официально христианство, но как таковую якуты ее не приняли. Мы — народ, который заблудился в плане веры. У нас сместились идеалы: не приняв христианство, мы верили в партию, но Советский Союз развалился, и в итоге мы остались между небом и землей. Буряты, калмыки вернулись в свой буддизм. Кавказ, Татарстан, Башкирия — в ислам, русские — в христианство. У нас же ничего нет.
Владимир Алексеевич Кондаков проделал колоссальный труд, чтобы возродить религию «Аар Айыы итэ5элэ». Официально зарегистрирована религия через министерство юстиции в 20 году. «Аар Айыы итэ5элэ» существует с истоков зарождения народа саха и является северной ветвью тенгрианства.
Мы можем развиваться, если вернемся к нашей вере. Иначе у нас нет будущего. Везде разделение: на города, улусы, улицы, партии. Если мы будем гоняться за алкоголем, за кажущимся весельем, мы не будем развиваться. Только религия может остановить это и спасти народ.
Есть какие-то правила в «Үс түмсүү»?
Всё в рамках религии. Это не конкретно правила «Үс түмсүү», только то, что говорит нам вера.
Как можно попасть в «Үс түмсүү»?
Как угодно.
Может, есть какие-то требования? Например, я должен быть мужчиной саха?
Нет, такого нет. Религия не делит людей по национальности или по гендерному различию. У нас есть отдельная организация женщин.
Почему отдельная?
Везде же так, в каждой религии. Природа так создала.
Почему на осуохай выходят только мужчины?
Это осуохай поднятия духа (сүр көтөҕүүтэ). В природе есть такое понятие, как баланс. По законам этого баланса природа распределила места, где должен быть мужчина, а где женщина.
До 90-х годов мужчина был главенствующим в семье, после развала СССР главной стала женщина. Из-за этого доминирования в обществе пошел дисбаланс, роль мужчины упала. Поэтому в нашем осуохае участвуют только мужчины для поднятия духа. В любом обществе локомотив развития — это мужчина. Если мужчины слабые, то и общество слабое. Это не мои мысли, это природа так придумала.
Тогда какой должна быть женщина и каким должен быть мужчина?
В книге Аар Айыы все расписано.
В те времена, когда создали религию Айыы, жизнь была совсем иной. Действительно, тогда мужчина был добытчиком, все время в лесу, а женщина находилась дома.
Возьмите любую религию, то же христианство, буддизм — ничего не меняется. Основные законы остаются. Мы думаем, что достигли пика своего развития, на самом деле — всё, как было раньше. Гаджеты не являются показателем развития общества.
Женщина, в первую очередь, хранительница домашнего очага, далбар хотун. Она отвечает за продолжительность рода, климат в семье. Если женщина начинает доминировать, то мужчина начинает скатываться. Всё разваливается, начиная с семьи и заканчивая обществом в целом. Меняются гендерные роли, можно предположить, что из-за этого появился гомосексуализм.
Хотите сказать, что раньше, когда четко были очерчены границы и распределены гендерные роли, не было гомосексуализма?
Да.
Тогда женщина должна быть только хранительницей очага?
Не только хранительницей очага, мы живем в развивающемся обществе. Но главенствующей в ее роли должна быть роль матери, жены, семья должна быть на первом месте.
Есть конкретный создатель «Үс түмсүү»?
Нет, я не могу сказать, что это конкретно Вася или Петя. Несколько мужчин собрались и начали движение. Нас было человек десять.
Сколько человек сейчас в «Үс түмсүү»?
Тысячами исчисляется, в улусах много. Конкретно не могу сказать, что 25 тысяч. Не считаем так.
Нет членских взносов?
Нет.
Вас многие осуждали из-за того, что вы не вышли на митинг после убийства Алены Ананьевой. Алена Алексеева задавала вам такой вопрос?
Мне кажется, что это специально дестабилизируют общество. Это чье-то задание. Если рассуждать широко, земля Республики Саха (Якутия) очень богата. Многие корпорации работают на этой земле, добывают полезные ископаемые, и этим корпорациям не нужно сильное местное общество. Они любыми путями дестабилизируют общество через ту же Алену Алексееву. Это одна из разновидностей принципа «разделяй и властвуй». Это не личная антипатия Алены Алексеевой, она выполняет задачу дестабилизации общества властей извне, как и алкогольные лобби, для которых сильная нация неприемлема. Алена, может, сама того не понимая, поддалась этому.
Я же говорю — из-за того, что у народа нет религии, люди заблудились. Деньги стали главным богом. Если бы у саха была религия, то не было бы таких вещей, как взятки.
Что вы сами думаете про убийство Алены Ананьевой?
Этим занимаются правоохранительные органы: полиция, Следственный комитет. Мы не можем следить за каждым человеком — пьет он или не пьет. К сожалению, такие страшные вещи постоянно происходят из-за алкоголя. Мы не можем каждый день выходить на митинг.
Тогда в каком случае вы организовываете митинги?
Это же не происходит спонтанно. Ты много собираешься, анализируешь, думаешь, принимаешь какие-то решения. Это не помогает, тогда всё скапливается, потом снова повторяется это, вот тогда выходишь. Если у нас будет религия, таких случаев будет намного меньше. Если каждый будет жить с верой, таких случаев не будет вовсе.
«Триумф» тогда собрали, заранее запланировав? Почему в том случае вышли на митинг?
Там было преступление, которое совершили выходцы из другого государства, это всё копилось очень долго. Мы долго терпели и не могли промолчать. Это не было спланировано.
Какие события достойны митингов?
Я не специалист по митингам и не сторонник их, но тогда это был такой случай, всё копилось в народе. Накипело, всплеск и вылилось.
Вы говорили, что будете защищать женщин. Каким образом собираетесь это делать и от кого вы будете защищать их?
Не надо понимать буквально. Мы сказали об общих понятиях. Это не значит, что конкретно какую-то девушку нужно защищать. Мы заметили, что именно саха ненавидят свой народ, это тоже показатель того, что у народа нет веры.
Верующих людей у нас считают чудаковатыми, называют сектой, но посмотрите на лучшие умы человечества, достойнейших людей мира — у каждого из них есть вера и никто их не называет чудиками, никто над ними не смеется. Весь мир нас поддерживает.
Все наши победы и поражения — внутри нас. Если победим себя, то мы станем сильным развивающимся народом. Когда о нашей вере узнает весь мир, мы станем сильным, единым, непобедимым народом.
Источник: