Физкультура по Zoom и педагогика в Moodle. Преподаватели — о дистанционном обучении в СВФУ

С 14 октября Северо-Восточный федеральный университет и его филиалы полностью перешли на дистанционное обучение из-за COVID-19. В таком формате они останутся до 1 декабря. 

Редакция News.Ykt.Ru поинтересовалась у преподавателей разных факультетов университета о плюсах и минусах нового формата обучения.  

Доцент кафедры «Культурология» Института языков и культуры народов Северо-Востока Наталья Шкурко:  

— Дистанционное обучение — это, конечно, выход во время пандемии, но наряду с достоинствами имеет и серьезные недостатки. Во-первых, невысокий уровень технической базы, у многих студентов в улусах нет надежной связи, да и преподавателям необходимо высокое владение IТ-технологиями и наличие мощных современных технических средств. 

Во-вторых, экранный способ обучения еще не имеет четкой дидактики, сколько минут концентрированного внимания способен уделять школьник, старшеклассник или студент? Кто и как будет создавать видеотеку учебных фильмов и презентаций? Будет ли эффективным контроль? И главное — обратная связь. В дистанционном обучении у преподавателя нет возможности оперативно реагировать на учебную группу, перестраиваться на ходу в зависимости от ее реакции на изучаемый материал.

Старший преподаватель кафедры «История, обществознание и политология» Исторического факультета Петр Софронов:

— На нашем факультете дистанционное обучение организовано на достаточно высоком уровне. 

В целом дистанционное обучение не всегда способствует получению качественных знаний, на уровне практических навыков уже есть потери, так как студенту достаточно тяжело получать практические навыки через дистанционную практику вне зависимости от организации прохождения производственной практики. 

Плюсы дистанционного обучения я вижу в высокой мобильности по гуманитарным направлениям, но надо подчеркнуть, что гуманитариям легче перейти на такую форму обучения, чем представителям точных и естественных наук.

Доцент кафедры «Дошкольное образование» Педагогического института Анна Божедонова:

— Дистанционная форма обучения, на мой взгляд, имеет как свои плюсы, так и минусы. В данное время все группы студентов как очной, так и заочной формы обучения учатся онлайн. Для этого мы используем приложение Zoom и Moodle-систему. 

Плюсы дистанционной формы обучения заключаются в том, что студенты становятся с технической стороны подкованными, мобильными по времени выполнения заданий, например по Moodle, поскольку обычно ставятся ограничения доступа к материалам, выполнения тестовых заданий по времени согласно расписанию. 

Минусы состоят в том, что по Zoom бесплатное включение составляет всего 40 минут и приходится заново отправлять ссылку на продолжение. Это занимает время. В улусах интернет слабый. Поэтому вход всех студентов заново занимает у меня 5 минут. Особенно у студентов заочной формы обучения, где в группе по дисциплинам более 23 человек. 

Специфика направления педагогического образования заключается в первую очередь в том, что необходимо живое общение. Каждый педагог должен уметь грамотно строить общение со своими воспитанниками с учетом их индивидуальных особенностей. Непосредственно на парах, при проведении как лекционных, так и практических занятий и тем более практик в образовательных организациях в режиме офлайн, ситуации коммуникации разные. То есть при дистанционном обучении практически нет приобретения студентами опыта построения общения. 

Старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание» Института физической культуры и спорта Александр Черкашин:

— Сложившаяся ситуация для всех и в любой деятельности оказалась новой. Мы тоже не стали исключением. Конечно, сначала было мало понимания, как нам проводить занятия в таком режиме. 

Но после того, как разобрались в тонкостях дистанционных платформ, стало спокойнее и понятнее. Пары по физической культуре у нас проходят на платформах Zoom и Moodle. На сегодняшний день разработаны программы для проведения занятий, студенты получают задания и записывают видео, которые они заливают в Moodle-систему. Именно по выполнению данных заданий они получают баллы, которые учитываются на зачетной неделе. Помимо этого, проводим занятия и по Zoom, вначале было технически сложно, но со временем все освоились, и студенты, и преподаватели. 

Один из главных минусов мы видим в том, что студенты стали еще больше сидеть у компьютера. Мы прекрасно понимаем, что на них лежит большая нагрузка по другим предметам. Поэтому мы за то, чтобы практики в нашем предмете все-таки было больше. Это очень важно, учитывая, что активность студентов в самоизоляции минимальна. 

Проректор Алексей Голиков: «Онлайн-обучение предъявляет повышенные требования к самоорганизации и дисциплине»

В университете отметили, что, помимо собственных сервисов университета, активно применяются и сторонние цифровые инструменты для взаимодействия преподавателей и студентов. 

Проректор по образовательной деятельности Алексей Голиков выразил мнение, что качество обучения в формате онлайн может как упасть, так и повыситься: 

— Многое зависит от преподавателей, их способности быстро переключиться на новый формат работы, освоить возможности цифровых сервисов для организации эффективного взаимодействия со студентами и реализовать преимущества онлайн-образования. Не меньше успех дистанционного обучения зависит и от студентов. Онлайн-обучение предъявляет повышенные требования к самоорганизации и дисциплине. Но также дает большую гибкость и вариативность при освоении дисциплин. Необходимо отбирать лучшие кейсы по организации дистанционного обучения и тиражировать их.

Источник: news.ykt.ru