Испытано в Якутии, проверено холодом

Экстремальные климатические условия заставляют якутян жить с большой оглядкой на долгие и очень холодные зимы, которые являются визитной карточкой региона. Как это будет работать в 50-градусные морозы?

Этот вопрос волнует не только местных жителей, но и производителей техники, которая будет использоваться в условиях Крайнего Севера.  

Поэтому в разные годы в Якутии при низких естественных температурах проводились натурные испытания тяжелой техники Komatsu, автомобилей Toyota и самолетов — Bombardier, Boeing, Airbus и «Сухой Суперджет».

С 2012 года на базе автодорожного факультета Северо-Восточного федерального университета проходят испытания шин для японской корпорации Bridgestone. С течением времени потребности компании возросли, и в 2017 году в Якутске на площадке ТОР «Индустриальный парк „Кангалассы“» впервые началась реализация амбициозного проекта испытательного полигона СВФУ. Как и для чего создавался полигон и какие услуги он может предоставлять — рассказал в интервью его руководитель Иван Ноев.

От проекта к реальности

Все началось в 2012 году с подписания меморандума о сотрудничестве между японской компанией Bridgestone и СВФУ. В том же году на территории автодрома университета начались первые испытания шин для легковых автомобилей. 

— С тех пор мы ежегодно получаем от японцев новые заказы, и у них постоянно появляются новые требования к испытательной площадке, продолжительности тестов и используемой технике. Например, в рамках исполнения условий контракта приобретены два автомобиля Volkswagen Golf с автоматической и механической коробками передач. К слову, во время отсутствия испытаний они используются в качестве учебных автомобилей в автошколе при факультете.

Примерно через три года стало понятно, что пришло время расширяться и искать новую площадку. В то время единственным вариантом был участок земли вблизи села Владимировка в пригороде Якутска — примерно 100 гектаров болотистой местности. Именно этот фактор не позволял принять окончательное решение о дислокации объектов.

— В 2017 году обратили внимание на территорию индустриального парка «Кангалассы», где были подходящие для испытательного полигона площади и условия. Уже летом того же года было заключено соглашение с АО «Корпорация развития Дальнего Востока» о ведении деятельности на ТОР. Получив в распоряжение 0,5 гектара земли, мы тут же приступили к проектно-изыскательским работам, а уже через год начали строить центр сервисного обслуживания. Возведение здания шло ударными темпами, так как хотелось успеть выполнить все условия нового контракта с Bridgestone. 

В 2019 году испытательный полигон получил дополнительные 72 гектара для строительства четырех испытательных треков и здания технического центра. Сейчас работают четыре трека: прямой разгонный снеговой (400 х 30 м), криволинейный снеговой (1700 х 5 м), прямой ледовый (100 х 30 м) и криволинейный ледовый (850 х 5 м). Здесь в феврале 2019 года прошли первые испытания новых шин компании Bridgestone. В разговоре Иван Ноев подчеркнул, что деятельность всех площадок согласована с природоохранными ведомствами. 

Дом под куполом

Отдельного внимания заслуживает новое здание технического центра, где сейчас проходит уникальный исследовательский проект под названием «Дом под куполом», инициатором которого выступила группа компаний «Синет». Над новым деревянным зданием технического центра был сооружен купол из металлических профилей и виниловой пленки, который будет защищать строение и его обитателей от сложных климатических условий. 

— Основной целью проекта является определение «жизнеспособности» подобного сооружения в условиях вечной мерзлоты. Кроме того, будет проведена оценка его климатических характеристик, надежности, прочности, тепло- и энергоэффективности. Для этого к работе привлечены ученые СВФУ по разным направлениям науки.

До мая 2020 года в доме будет жить молодая семья добровольцев. Члены семьи будут вести обычный образ жизни. В рамках этой части эксперимента предстоит выяснить, как микроклимат будет влиять на его обитателей. Для этого запланированы регулярные психофизические тесты. «Как поведет себя здание и вечная мерзлота под ней? Насколько эффективна конструкция купола? Что станет с его обитателями? Ответы на эти вопросы будут для всех ценными научными знаниями», — отмечает руководитель полигона.

Чем холоднее — тем лучше

По словам руководителя полигона, европейские и российские производители техники традиционно предпочитают проводить испытания холодом в Финляндии. Во многом это связано с отработанной транспортной схемой.

— В плане логистики наш полигон выгоден для компаний из Восточной Азии и стран АТР. В данное время большой интерес к деятельности полигона проявляют китайские компании. В августе 2019 года была проведена рабочая встреча с представителями Хэйлунцзянской компании «Хун Хэгу». В прошлом месяце по приглашению китайской стороны мы съездили к ним на переговоры и обсудили детали возможного сотрудничества. На нашем полигоне свою технику намерены испытывать отечественные производители автомобилей, такие как АО «Брянский автомобильный завод» (концерн «Алмаз-Антей») и АО «Автоваз», с которыми заключены меморандумы о совместной деятельности. В ближайшее время для проведения ресурсных испытаний в Якутск прибудут автомобили «Лада». Отечественный производитель будет проверять здесь морозоустойчивость техники и технологий. 

«Возвращаясь к сотрудничеству с корпорацией Bridgestone, уже проведено 12 испытаний, включая два экстремально низкотемпературных, до -45 градусов. В январе 2020 года начнутся новые испытания. В этот раз представителей компании интересуют пятидесятиградусные морозы. Говорят, что в этот раз чем холоднее — тем лучше», — подытожил Иван Ноев. 

Автор: Павел Иванов

Источник: news.ykt.ru