Железная дорога, как всегда, жива людьми, дающими заботу

Уверенно входит в нашу жизнь железная дорога Якутии. Но, чтобы во всей полноте  оценить ее комфорт  и незаменимость, надо оказаться в роли беспомощного человека, ограниченного в передвижении, способного сделать лишь несколько неуверенных шагов  и  неспособного долго сидеть.

И таких пассажиров у «Железных дорог Якутии» становится все больше и больше. Нерюнгринский  и Алданский районы  со всеми их  поселениями стали поставщиками пациентов для  больниц  и медцентров  Якутска.  Одни едут туда автотранспортом,  кто на обследование, кто  сделать снимки МРТ, кто получить необходимую порцию химиотерапии, других доставляют  санавиацией, а возвращаются  после проведенного лечения и долгого лежания на больничной койке, разучившись ходить… И для таких малоподвижных граждан работники станций и вокзалов стараются предусмотреть и инвалидные кресла, и пандусы  для спуска-подъема, ну, а там, где это пока не сделано, подставляют в буквальном смысле свои сильные руки и плечи, помогая добраться до поезда.    

Конечно, кроме людей больных, большинство пассажиров составляют вполне здоровый контингент — спортсмены, учителя, работники культуры, специалисты предприятий, которым не положен персональный автомобиль. У каждого в столице республики есть свои дела, и, надо сказать, что, отдохнув в поезде ночь, и добравшись до своего адреса, можно с утра пораньше  и приступить к их выполнению.  

Железнодорожники стараются максимально обеспечить доставку от поезда своих пассажиров в Якутск и обратно, возложив на себя не свойственные в общем- то их профессии обязательства. Ими по опыту крымчан организованы мультимодальные перевозки по Единому билету с участием  речного и автомобильного транспорта. ЖДЯ  тесно контактирует с ООО «Лена-Транс», которое обеспечивает доставку пассажиров по направлению  Якутск-Нижний Бестях – Якутск. Сейчас, в с закрытием навигации  до открытия ледовой переправы  трансфер пассажиров осуществляется на СВП — воздушной подушке (Хивус). ФОТО ПОДУШКА  В межсезонный период, когда прекращается продажа  Единого билета,  партнеры железнодорожников  продают билеты на проезд в кассе в 202-м микрорайоне Якутска и на берегу в зале ожидания  Нижнего Бестяха, откуда курсирует бесплатный автобус  до ТЦ Нижний Бестях (клуб) и обратно на берег каждые 30 минут.  

Ну, а пока река не покрылась ледяной коркой, в речном порту Якутска теплоход «Капитан Рукавичников» принимал на борт по несколько сотен людей, имеющих на руках мультимодальный билет «Железных дорог  Якутии».  

У трапа в речном порту Якутска проводив  прибывших, встречала новых пассажиров  начальник  вокзала станции Нижний Бестях Наталья Владимировна Кулагина, Железнодорожник с большим стажем, Наталья Владимировна 16 лет отработала  в РЖД  в Челябинске.  На Север приехала в мае, и сразу попала на самую «горячую» точку — станцию Нижний Бестях, готовящуюся  принять в июле долгожданный 1-й пассажирский поезд. Как специалист получила квартиру. На вопрос, тяжела ли работа, ведь все пришлось создавать с нуля, отвечает: работа интересная, есть еще много проблем, но мы прорвемся.

Пассажиры без суеты разместились в теплом салоне, точно по расписанию теплоход отчалил от пристани. Поначалу было страшновато, ведь за бортом уже скрежетали тонкие льдины… Но внимание от них отвлек  экран большого телевизора, где демонстрировался документальный фильм якутских телевизионщиков Дмитрия Макарова и Владимира Ермакова о том, как начиналось строительство железной дороги, сквозь какие природные и экономические препятствия пришлось пройти первостроителям  АЯМа, «опоздавшим» с укладкой рельсов на ст. Нижний Бестях ровно на 20 лет, и какой экономический эффект начала давать «железка» по доставке тысяч тонн грузов для всех заречных районов республики. Этот неожиданный экскурс в историю привнес  особый колорит всей поездке, и те, кто просмотрел фильм на теплоходе, обсуждали его уже сидя в вагонах поезда, понимая, какой ценой далась эта железная дорога в краю вечной мерзлоты. Ну а дальше, спустя час, народ уже выходил на берег  в Нижнем Бестяхе, где издалека на возвышенности красовалось новое здание — зал ожидания для пассажиров. Нам, правда, не довелось заглянуть в терминал, его открытие планировалось на следующий день (мы об этом еще расскажем опять же с помощью Д.Макарова и В.Ермакова), но нам в этот день надобности в ожидании  не было — новенькие комфортабельные автобусы ждали  пассажиров, чтобы через 20 минут они уже могли занять свои места в поезде. 

Состав из тепловоза и пяти вагонов стоял, что называется, под парами. Минуем красивый вокзал, где с последними напутствиями провожают  своих друзей и родных жители  левобережья. Вот группа людей из Павловска.  

Едем  поездом в Алдан, уже не первый раз, очень понравилось, железная дорога  это очень удобно, приехали  на станцию за полчаса на машине с друзьями.  В Алдане встретят другие друзья, хотим  покататься на лыжах, там снега много… Потом назад поездом, дешево, романтично  и удобно! 

На перроне небольшой состав, опять же, провожала Наталья Владимировна Кулагина, передавая свою вахту начальнику поезда тезке Наталье Михайловне Шаботинец, бригадиру с большим опытом  работы.  

С помощью съемного деревянного настила  в вагон завели  маломобильного пассажира, его любезно подвез на инвалидной коляске работник станции.

Затем, не торопясь, стали подниматься другие пассажиры. С радостными возгласами удивления  побежали вдоль купе в поисках своего места маленькие ребятишки.   31-й вагон шел в этом составе до Нерюнгри вместе с общим, еще одним купейным и  плацкартным.

Дежурной по вагону с утра была проводник Ольга Сергеевна Никишина, ее сменила в два часа дня Наталья Александровна Рыженкова.

Обе женщины когда-то работали в магазинах: одна в Нижнем Куранахе, другая в Томмоте.  Когда узнали, что в «Железные дороги Якутии» набирают проводников, решили попробовать. И вот, пройдя обучение, медицинскую комиссию, уже ездят в рейсы до Нижнего Бестяха. И им самим, и первым пассажирам, этот маршрут был в диковинку. Как говорят проводницы, некоторые  люди даже семьями поначалу садились в поезд и просто ехали на экскурсию.  Им было любопытно проехать по Южной Якутии, испытать на себе невероятную возможность романтики железных дорог. До наступления холодов составы были переполнены, якутяне возвращались из отпусков с детьми, так что были рейсы, когда даже не хватало билетов для всех желающих.  Сейчас народу поубавилось, на что влияет и неблагоприятный сезон ледостава, когда непонятно, каким средством преодолевать реку…  Но зато поезд стабильно идет по расписанию, на его движение не влияют ни морозы, ни оттепель, а река — преграда капризная. Однако, когда она замерзнет, переправа по зимнику для пассажиров упростится. Из вагона они пересядут в автобус и сразу поедут в Якутск.   

Хоть и трудна работа проводников  (надо угодить каждому пассажиру, одним холодно, другим жарко, часто ездят дети-спортсмены, порой шумят, кому-то мешают, сорят, значит, и с ними надо найти общий язык), женщинам она нравится, да, надо  регулярно убираться в вагоне, следить за санитарным состоянием туалета, а с наступлением холодов  топить печь. Кстати, 31-й купейный — хозяйками которого они считаются в этом рейсе, вагон далеко не новый, не современный, но очень чистый, с белоснежной постелью, с горячим титаном, звенящими стаканами в подстаканниках (атрибутом вагонного чаепития), необходимыми туалетными принадлежностями. И в целом, и Наталью, и Ольгу работа устраивает, хотя дома не бывают по 15 суток, зато потом  есть столько же времени  и отдохнуть, и все переделать.  

У начальника поезда Натальи Шаботинец  обязанностей побольше. Если проводницы могут, сменившись, лечь спать, то ее отдых не назовешь  спокойным: в 4-30 подъем, осмотр и подготовка вагонов, контроль  за пожарной безопасностью, работой проводников и  передвижением пассажиров, она же обеспечивает их посадку и выход на станции. Если же ночью кто-то садится в поезд, то оформляет  билеты. Но на трудности и усталость эта женщина не жалуется, привыкла. 17 суток длится ее вояж, а дома ждет сынок — будущий железнодорожник, уж очень  он любит примерять мамин форменный пиджак.  

С гордостью Наталья Михайловна продемонстрировала одну из своих наград — юбилейный знак «В ознаменование 385-летия вхождения Якутии в состав России».  Как же немного надо для удовлетворенности своей работой, подумала я в этот момент.  — А чего-то большего хотелось бы, — задала вопрос. 

— Да в принципе, у меня есть все, живу в Нерюнгри, имеем возможность ходить в бассейн, на батуты сына вожу, в тренажерный зал. Знаю, что это оплачивается профсоюзным комитетом  и администрацией нашей Компании.  Очень хороший медицинский центр в Алдане, мы медкомиссию проходим как для запуска в космос…

Вот еще бы Василий Владимирович Шимохин, наш генеральный директор,  приобрел аппаратуру для  МРТ, тогда о здоровье можно было бы вообще  не беспокоиться.

Этой аппаратуры нет ни в Нерюнгри, ни в Алдане, и всем жителям приходится ездить в другие города, чтобы получить снимки и описание  магнито-резонансного томографа.

Знаю, что в Алдане, Нижнем Бестяхе, Томмоте активно строится жилье для  железнодорожников. Мне  не требуется, а  специалистов обеспечивают квартирами. Это здорово!

Вот так, никакого нытья, главное пожелание у всех – была бы работа, точнее,  побольше бы якутян полюбили железную дорогу — надежный, комфортный и безопасный путь для свершения своих дел. 

Пусть летят еще быстрее, поезда, восторг даря

Так, за беседами, самый северный экспресс  России  вез нас  сквозь  глухую тайгу по совершенно необжитым  километрам к месту назначения. Кто-то дремал под уютным  одеялом,  кто-то читал книжку, кто-то  «сидел в телефоне или ноутбуке». И лишь ребятишки  порой разрывали своими вскриками  эту мирную спокойную идиллию,  быстро познакомившись  и играя друг с другом, словно выросли в  одном  дворе.  

Женщины в соседнем купе вели речь о том, какое спасение для них этот поезд: удобно ехать лежа на полке после того, как приняла очередное лечение онкозаболевания «химией», — говорит одна другой. — Мне приходится каждые три месяца из Нерюнгри ездить в Якутск, раньше садились в такси и ехали всю ночь, сидя в машине как сельди в бочке.  Водителю приходилось останавливаться, ибо он засыпал под утро. Очень  тяжело и опасно! Туалеты на улице, лишний раз не останавливались.  А в вагоне — благодать,  многие мои знакомые выбирают железную дорогу, хотя и до нее добираться  через реку  тоже непросто, но все же лучше, чем ехать на машине сотни километров, особенно больному человеку.   Дожить бы до строительства  моста… Да, это мечта, пожалуй, каждого пассажира, строителя  и железнодорожника.    

Есть примета железной дороги — ресторан, пирожки и уют… 

В своих путевых заметках — попутном  репортаже хочу особое место уделить еще одному вагону — ресторану РЖД. Это новшество введено недавно «Железными дорогами Якутии» для своих маршрутов на Нижний Бестях. Оно очень своевременно и приятно. Пассажирам не надо тащить с собой сумку с сухим пайком, в ресторане, который работает с 11 утра до 23 ночи можно и пообедать, и поужинать, и перекусить горячими вкусными пирожками. Их печет повар Сергей Викторович Левин. Вместе с Валентиной Александровной Афониной, директором ресторана, они  обслуживают всех посетителей без перерыва на собственный обед.

Не смотрите, что не по должности обязанности у них — почистить, помыть, сварить, подать… одним словом, обслужить на высшем уровне успевают всех вдвоем! Оба из Тынды. Валентина Александровна открывала эту дорогу еще когда конечной была только станция Кердем и ее посетил тогда Президент России Дмитрий Медведев, а  эта ее поездка была уже 6-я.  Смеется, — никто больше меня из РЖД не бывал в Якутии. — Много поездив по разным российским железным дорогам, могу сказать с полной уверенностью, что народ  здесь очень хороший, неприхотливый, добрый, вежливый и благодарный. Чего не скажешь на других направлениях…  

Пока мы общались с «кормильцами», на станции Олень фото станции ОЛЕНЬ вошли  в поезд работники АК «ЖДЯ» — дежурная по этой станции Тамара Петровна Алефирова, дорожный мастер Ярослав Кардошевский и бригадир путейцев мастер Владимир Гоголев.  Своим  шумным разговором, который касался, опять же,  работы на железной дороге, они внесли порцию дополнительного веселья и оптимизма. Шутя и посмеиваясь  друг над другом, сели за столик в ожидании горячих пирожков, которые по их словам, здесь отменно умеют печь.  

И правда, на вкусный запах  выпечки  потянулись к ресторану пассажиры. По словам, Валентины Александровны, у них бывает и очередь до двери. Но никто не торопится, не суетится. Куда спешить,  если  ты спокойно едешь, отдыхаешь, пьешь чай…, а о твоем комфорте и своевременности прибытия заботятся люди ответственной  профессии — якутские железнодорожники.  

Поезда, поезда, вы вершители Судеб,
И свои поезда, мало кто позабудет…

К семи вечера стемнело, а поезд тем временем подошел к станции Томмот.

Здесь он значительно вырос, и наш 31-й вагон оказался в самом «хвосте» длинного состава, но это выяснилось уже на станции Алдан, куда в 22-09 он прибыл, растревожив тишину и оживив город возгласами встречающих и провожающих.

Маломобильному пассажиру и тут предоставили инвалидную коляску, на которой он беспрепятственно добрался до автомобиля. А вокзал тем временем гудел как разбуженный улей, кто-то был счастлив встречей, кто-то предстоящими лыжными гонками, а кто-то, увы, грустил, расставаясь…    

 

   Ольга Жукова

Автор: На правах рекламы

Источник: news.ykt.ru