Маккой Тайнер (McCoy Tyner) — биография, творчество, причина смерти
В возрасте 81 года скончался американский джазовый пианист Маккой Тайнер.
На 82-м году ушел из жизни крупнейший американский джазовый пианист Маккой Тайнер (McCoy Tyner), получивший известность благодаря работе в составе квартета Джона Колтрейна (John Coltrane Quartet) и продолжительной сольной карьере.
Маккой Тайнер родился 11 декабря 1938 года в Филадельфии, штат Пенсильвания. Изучать игру на фортепиано начал по настоянию своей матери в 13 лет, и через два года музыка становится его страстью на всю жизнь. Большое влияние в этом раннем периоде на него оказали Бад Пауэлл, Телониус Монк и Арт Тэйтум. Маккой посещал местную общину мусульман Ahmadiyya Muslim Community и в 17-летнем возрасте обратился в ислам, получив новое имя Сулейман Сауд (Sulieman Saud).
В 1956 году он познакомился с Джоном Колтрейном.
В конце 1959 Тайнер играл в составе группы Кёртиса Фуллера, в которую также входили Джимми Гаррисон, Тэд Джонс и Дейв Бэйли. В январе 1960 одно из их выступлений было записано и вошло в программу диска IMAGINATION. Но ещё до этой сессии Тайнера пригласил к себе Бенни Голсон.
Первая известность к Тайнеру пришла именно в составе Jazztet Бенни Голсона и Арта Фармера.
Тайнер участвовал в записи чрезвычайно популярного альбома MY FAVORITE THINGS для лейбла Atlantic Records. Квартет Колтрейна, в составе которого также играли басист Джимми Гаррисон и барабанщик Элвин Джонс, практически безостановочно гастролировал с 1961 по 1965 и записал для лейбла Impulse! ряд альбомов, включая LIVE! AT THE VILLAGE VANGUARD (март 1962), BALLADS (февраль 1963), IMPRESSIONS (июль 1963), LIVE AT BIRDLAND (апрель 1964), CRESCENT (июль 1964), A LOVE SUPREME (февраль 1965) и THE JOHN COLTRANE QUARTET PLAYS (август 1965).
В этот же период Тайнер записал ряд влиятельных альбомов под собственным именем, участвовал в качестве сайдмена в записи многих студийных альбомов для лейбла Blue Note. Чтобы не нарушать контрактные обязательства перед Impulse!, его имя в списке исполнителей зачастую не упоминалось.
В конце 1965 Тайнер решает возглавить собственное трио. Покинув группу Колтрейна, Тайнер с 1967 по 1970 записал серию альбомов в стиле пост-боп для лейбла Blue Note, в числе которых THE REAL MCCOY (1967), на котором к нему присоединились саксофонист Джо Хендерсон, басист Рон Картер и приятель по группе Трейна Элвин Джонс, TENDER MOMENTS (1967), TIME FOR TYNER (1968), EXPANSIONS (1968) и EXTENSIONS (1970). Далее он становится артистом лейбла Milestone, для которого создаёт серию превосходных альбомов: SAHARA (1972), ENLIGHTENMENT (1973) и FLY WITH THE WIND (1976), на котором были представлены флейтист Хьюберт Лоз, барабанщик Билли Кобем в сопровождении струнного оркестра.
McCoy Tyner at the Subway
В 1998-м он создаёт интересный альбом с музыкой латина и диск, на котором представлен Стэнли Кларк для TelArc.
Летом 2005 Тайнер объединяет свои усилия с Blue Note Jazz Club в Нью-Йорке и становится первым клиентом Blue Note Management. Тем летом Тайнер принял участие в уникальном проекте, включавшем выступление с танцором в стиле стэп Savion Glover с его септетом, основой которого стало его трио с добавлением ведущих духовиков.
Партнёрство с Blue Note привело к созданию его собственного лейбла звукозаписи, названного McCoy Tyner Music. Этот лейбл стал подразделением In-House — дочернего Blue Note лейбла Half Note Records. Лейбл стартовал 11 сентября 2007 с выходом диска Тайнера QUARTET, на котором представлены Джо Ловано, Крисчен Макбрайд и Джефф «Тэйн» Уоттс.
МакКой был членом жюри на 6-й, 10-й и 11-й ежегодных церемониях вручения Независимой Музыкальной Награды (Independent Music Awards), которая вручается независимым артистам для поддержания их карьеры. В последние годы он писал аранжировки для биг—бенда, включая в них струнную секцию, и использовал не только джазовую, но и популярную музыку.
За свою продолжительную карьеру Тайнер выпустил более 80 альбомов под своим именем, четыре раза был удостоен премии Grammy, а в 2002 был награждён почётным званием Мастер Джаза (Jazz Master) Национальным Фондом Искусств (National Endowment for the Arts). Он оказал влияние на целые поколения импровизаторов, продолжая оставаться скромным и духовно устремлённым человеком.
Источник: