Максим Арбугаев — об охоте на бивни мамонта, Грете Тунберг, Антарктиде и новом фильме «Бой»

В интервью журналистам News.Ykt.Ru документалист Максим Арбугаев рассказал об охоте на бивни мамонта, встрече с Гретой Тунберг, жизни в Антарктиде, новом фильме «Бой» и принципах воспитания в семье Арбугаевых.

Максим приехал в Якутск на международный кинофестиваль как член жюри и привез свой новый фильм «Бой». Кинофестиваль отменили, показ фильма перенесли на июнь, несмотря на это с Максимом есть что обсудить. Как и любой разговор в мире сейчас, наше общение началось с коронавируса.

«Конечно, как и весь мир, я обеспокоен ситуацией с коронавирусом. Заболевших очень много, так много жизней унес этот вирус. Страшно, конечно. Человечество не было готово к таким событиям, и во многом мы бессильны. Я самоизолировался, монтирую короткометражный фильм про чукотских охотников на китов, смотрю фильмы и читаю». 

Максим Арбугаев — режиссер-документалист. Получил известность после выхода фильма «Генезис 2.0», который он снял совместно со швейцарским режиссером Кристианом Фраем. В картине Арбугаев выступил сорежиссером, а также оператором, за что получил награду крупнейшего американского фестиваля независимого кино Sundance.

По признанию Максима, у него две главные страсти в жизни — Арктика и спорт. Максим с детства занимался хоккеем, которому отдал 15 лет, и мечтал стать профессиональным спортсменом, пока в 2012 году его старшая сестра Женя не предложила отправиться с ней в экспедицию на съемки об охотниках за бивнями мамонтов для журнала National Geographic. Там он впервые взял камеру в руки и понял, что хочет заниматься документальным кино. 

После съемок Максим поступил во ВГИК на режиссуру документального кино (мастерская Сергея Мирошниченко). На первом курсе Арбугаев из снятого на островах материала сделал фильм «Охотники». Фильм показали на крупнейшем фестивале документального кино Visions du Réel в швейцарском Ньоне. Там картиной заинтересовался документалист, номинант на премию «Оскар» Кристиан Фрай. Фрай и Арбугаев выпустили совместный фильм «Генезис 2.0». Его премьера состоялась на кинофестивале Sundance в январе 2018 года. Картина получила приз за операторскую работу. 

«Генезис 2.0»

(теперь фильм можно посмотреть бесплатно по этой ссылке)

«Для меня показ в Якутске всегда главный, волнительный, потому что это родной город, друзья, семья, зрители. На премьере „Генезис 2.0.“ мне так понравилось, как зритель смотрит, отреагировал. Меня очень радует тенденция, что документальное кино может появляться на большом экране. Если судить по количеству зрителей, то „Генезис“ прокатился успешно именно в Якутии. Если смотреть по сборам, то тут мы собрали 60-70% от всей кассы. Да и в целом тут мои главные зрители, моя семья. Все, чего я добился в жизни, — только благодаря им», — говорит Максим.

Максим вырос в дружной семье предпринимателей, путешественников Германа и Ирины Арбугаевых. Считает, что всем в этой жизни обязан своим родителям и их принципам воспитания. Он с пяти лет охотится и рыбачит с отцом. Именно он привил в нем любовь к природе.

Принципы воспитания в семье Арбугаевых 

— Я рано уехал из дома, мне было тогда десять лет. Мечтал стать вторым Павлом Буре или Александром Овечкиным. 

Начал играть в хоккей в пять лет, в 1996 году впервые пришел в «Эллэй Боотур», моим первым тренером был Владимиров Афанасий Семенович. Афанасий Семенович увидел меня на массовом катании и пригласил в секцию хоккея.

Когда мне было десять, нас, пять человек, отправили в Хабаровск, жили в хоккейной школе-интернате. Для родителей это был непростой шаг — взять и отпустить десятилетнего ребенка. Но я жил хоккеем, грезил им, у меня было столько амбиций. Родители все это видели и понимали меня, дали возможность реализовать свою мечту.

Мне 29 лет, и только сейчас понял, какой это был большой шаг для родителей. Они меня научили правильно распоряжаться этой свободой, когда ты вдалеке от родителей. Я постоянно ощущал их энергию и поддержку, они пусть и были далеко, но я всегда чувствовал, что они где-то рядом. Мы каждый день созванивались, могли говорить обо всем. Всегда был диалог с родителями, для меня это очень важно. 

Один из самых ярких периодов жизни был где-то с шести до десяти лет, когда родители все время были рядом, формировали меня как личность. Не было такого, что они мне что-либо запрещали и говорили «нельзя». Они всегда спрашивали: почему ты хочешь это сделать, почему это тебе интересно? И ты сам в диалоге понимал, что это недостаточно интересно, или, напротив, понимал, насколько это важно для тебя. Всегда должен быть диалог с родителями. Я не понимаю, как родители могут насильно заставить пойти учиться там, к примеру, на юриста, менеджменту, а ребенок мечтает стать врачом или дизайнером. У ребенка, может быть, есть талант, который родители могли бы раскрыть. Очень важно, чтобы родители поддерживали детей. Когда я играл в хоккей, часто замечал, что родители какие-то свои нереализованные амбиции, несбывшиеся мечты перекладывают на детей, в раннем возрасте это губит детей. Когда родители не осознают, что делают, и проявляют свой эгоизм — это страшно. 

Важно иметь свободу, но при этом чтобы всегда можно было обратиться к родителям, не скрывать от них ничего, всегда советоваться с ними. Это, в первую очередь, друзья. Иногда я не могу друзьям рассказать какие-то вещи, тогда я обращаюсь к родителям. 

Мой отец с пяти лет брал меня на охоту, рыбалку и подарил мне эту любовь к природе. Может быть, поэтому я по большей части снимаю о природе Арктики, Севера. 

Когда мы с ним бывали в экспедициях, всегда рассуждали на философские темы. Когда я был совсем маленьким, отец интересно и доходчиво рассказывал о духах природы, о людях Севера. Я ко всему испытывал большой интерес, и часто задавал разные вопросы родителям, они всегда отвечали на них, интересно подавали ответы. 

Я вырос в любви и очень ценю это в своей семье, что родителям удалось сохранить этот теплый очаг, любовь, для меня они пример для подражания. Для моей будущей семьи это такой эталон. Для меня то, что родители вместе, любят друг друга и показывают свою любовь, одаривая ею окружающих, очень ценно для меня.

«Бой» — про людей с неограниченной верой в себя

Максим 21 марта должен был представить свой новый фильм «Бой» на Якутском международном кинофестивале, который уже собрал немало престижных международных наград. Лента повествует о паралимпийской сборной России по футболу слепых, которая готовится к важному в их жизни событию — чемпионату Европы. У команды одна цель — завоевать золотую медаль, чтобы впервые получить путевку на чемпионат мира.

Это дипломный проект Максима, за которую он получил оценку «отлично».

— Тему для диплома я выбрал еще на третьем курсе, когда только начал снимать «Генезис 2.0». Я был в Якутске, мой друг рассказал о влюбленной паре, которая познакомилась два месяца назад и решила сыграть свадьбу. У них была особенность: они никогда не видели друг друга, потому что оба тотально незрячие. 

Удивительная история, мне захотелось рассказать о необычной любви. Мне было интересно мироощущение незрячего человека. Начал изучать эту тему, нашел рассказы людей, как они потеряли зрение, как это происходит, и наткнулся на видео, где слепые ребята играют в футбол. Это была Паралимпиада в Корее, матч сборной России против сборной Китая. Я не мог поверить, что такое существует, был шоке. Понял, что это кино, магия человеческого организма, силы духа. Через десять минут после просмотра видео нашел в списках имя тренера Николая Берегового и в тот же момент позвонил ему.

На следующий день поехал к ним на тренировку, познакомился с ребятами и начал их снимать. Со временем стал все больше изучать материал, погружаться в тему и понял, что это не короткометражная история, а полнометражный фильм. Работа над ним заняла два с половиной года.

Когда я приступил к съемкам, в моей жизни не было личной драмы с инвалидностью, не было родственников, знакомых, друзей с подобным недугом. Но вскоре мой родной дед ослеп из-за травмы. Мой мастер в этот момент тоже начал испытывать проблемы со зрением. Я не знаю, с чем это связано, поэтому было полное погружение не только с творческой точки, но и бытовой, жизненной.

Для меня важно показать, что это не люди с ограниченными возможностями — это люди с неограниченной верой в себя.

В фильме «Бой» много говорится о взаимоотношении тренера и игроков. Для меня это важная тема, которую мне хотелось затронуть, потому что тренер для игрока это больше чем просто тренер, во многих моментах он становится твоим вторым отцом. Как в школе учительница становится второй мамой. А в спорте это больше чувствуется, проходишь определенные трудности, борьбу, конкуренцию. Философская, моральная поддержка от тренера влияет на тебя как на человека, игрока. Во время съемок «Боя» часто вспоминал своего первого тренера Афанасия Семеновича, и многие воспоминания из детства я вкладывал в историю, в игроков в фильме.

Этот фильм я посвящаю своему первому тренеру Афанасию Семеновичу. Это некая благодарность за вклад в меня.

Я сейчас начал понимать, что в моем творчестве есть два основных направления — это родные просторы Арктики и спорт.

Когда появился этот проект, я снова погрузился в мир спорта. Семь лет прошло, с тех пор как я закончил со спортом. Но этот фильм для меня не просто творчество, а возвращение в спорт. Я был в команде, в этом командном духе. Для меня ментально эти люди очень близки, с каждым подружился.

Помимо самого спорта, там много историй людей, историй игроков, тренера. Историй ребят, как они потеряли зрение, как они живут, как они любят спорт. Фильм многогранный, это больше размышление на тему счастья человека. О принятии себя, ощущении себя в пространстве, социуме. Об инвалидности практически нет, я рассказываю о ребятах, и не разделяю их на инвалид, не инвалид.

Они были для меня чем-то большим чем просто герои фильма. Они меня мотивировали, и с каждым годом эта мотивация усиливалась. Первые полтора года мы снимали кино на свои деньги. Я не думал, что мы сможем найти финансирование, в итоге министерство культуры пошло нам навстречу и выдало грант.

Во время съемок фильма понял, что поддержка инвалидов у нас в России на слабом уровне. Написал в 20 разных фондов, которые работают в этой сфере, и все они мне отказали, сказав, что тема с инвалидностью не в приоритете.

Представил ребятам фильм, пригласил тренера. После показа тренер Николай Береговой подошел ко мне и сказал, что немного прослезился. Мне было приятно, что и тренер, и герои отреагировали положительно.

«Чувство приятной гордости, что в Антарктиде кроме тебя есть человек из твоей родной республики»

В целом для Максима этот год начался очень насыщенно. 21 декабря он отправился в Антарктиду, чтобы снять документальный фильм «Антарктида — 200 лет мира» для телеканала «Россия 1». 

«Антарктида — единственное место на Земле, которое не знает границ, вооруженных столкновений и политических конфликтов. Благодаря международной деятельности дипломатов прочный мир поддерживается…»

— Работа в Антарктиде для меня — одно из самых ярких событий в жизни. До этого я восемь месяцев был в Арктике. После Арктики путешествовал от Чукотки до Земли Франца Иосифа. В Антарктиде пробыл месяц. Был со своим напарником, оператором, с которым вместе снимали «Генезис 2.0» и «Бой». Нам удалось побывать на ключевых российских станциях «Прогресс» и «Новолазаревская».

Снимали документальный, телевизионный фильм, посвященный 200-летию открытия Антарктиды. Антарктида — это демилитаризованная зона, где нет никаких военных объектов, 200 лет нет никаких войн и конфликтов. Мы говорим в фильме о единственном континенте на земле, где существует мир, где люди из более 50-ти стран мира живут по соседству, совместно работают, трудятся. 

Наша задача была снять фильм про жизнь, работу и быт антарктических станций. В фильме выступаю как режиссер антарктической части. Премьера фильма прошла в начале февраля. Ну, нужно понимать, что это теледок.

На станции «Новолазаревская» я встретил инженера-гидрофизика Айсена Афанасьева из Якутска, с ним заранее списался. Когда прилетел на станцию, было странное ощущение: я в Антарктиде, и еще тут есть Айсен, который тоже из Якутска, мой ровесник. Мы с ним встретились и будто всю жизнь были знакомы, понимание того, что ты с человеком из твоих родных мест. Мне нравится, что у нас в Якутии есть в здоровом смысле патриотизм, землячество. 

«Грета Тунберг — очень серьезный ребенок»

До поездки в Антарктиду Максим в декабре встретился с Гретой Тунберг. Шведская школьница, получившая всемирную известность как экоактивистка, прибыла в Лиссабон, чтобы оттуда добраться до Мадрида, где проходила климатическая конференция COP 25. Тунберг прибыла в Лиссабон на частном катамаране, на котором от американских берегов в Старый Свет в середине ноября она приплыла вместе с отцом. Там и встретили Максим с сестрой Грету. 

— Моя старшая сестра Женя — фотограф, к ней обратился журнал Time, чтобы она сделала фотографию Греты Тунберг для обложки. Но помимо фотографии, мы должны были сделать фотоисторию ее прибытия на катамаране La Vagabonde в Лиссабон. Оттуда они поехали на поезде до Мадрида, где проходила климатическая конференция COP 25.

Она не пользуется самолетами, выбирает экологический транспорт — это ее позиция, поэтому она на катамаране отправилась в путешествие. Мы ее встречали в Лиссабоне, снимали ее путь на поезде до Мадрида и на самой конференции.

В Лиссабоне снимали ее около часа, специально для обложки. В итоге ее выбрали «Человеком года — 2020» по версии журнала Time. Пять претендентов было на это звание: Дональд Трамп, Марк Цукерберг, участники протестных акций в Гонконге.

В итоге выбрали ее, а фотографию Жени включили на обложку, мое видео использовали для социальных сетей и в короткометражном документальном фильме о ее путешествии. Мы были рады этому.

Грета Тунберг — очень серьезный ребенок, я восхищаюсь ею. За год путешествий по Арктике я видел, как сильно тают льды. Был на широте 83 градуса, Земле Франца Иосифа — и там не было льдов. Хотя если посмотреть ледовую статистику начала 20-го века, то можно увидеть, что там было большое количество многолетних льдов. Из-за такого таяния в первую очередь страдают животные: белые медведи, моржи, киты.

Для меня Грета — это голос молодежи. Она создает резонанс, и я вижу положительное движение. 

Я читаю статистику ледовой обстановки, в начале 20 века там было много льда. Сегодня весь ареал страдает от глобального потепления, вижу в таких отдаленных местах. От этого в первую очередь страдают животные: белые медведи, моржи, киты.  

Климат везде меняется, в Москве в декабре было +5. Я был на лежбище моржей на Чукотке, где ежегодно выходит 120 тысяч моржей на берег. Они не должны выходить так, это аномально. Их привычная среда — это лед, они должны быть на льду, но льдов нет в районе острова Врангеля. Это ненормально.

Мы сейчас живем в эпоху потребления, будет разумно, если каждый из нас осознанно будет подходить к разумному потреблению. К примеру, перейти на раздельный сбор мусора, по возможности меньше использовать пластик. 

Почти в каждой своей работе я поднимаю тему экологии. Для меня это важно, и я хочу, чтобы будущее поколение могло увидеть красоту и силу Арктики. Новосибирские острова почти на 90% состоят из вечной мерзлоты. Если температура воды и воздуха поднимется, эти острова первыми исчезнут с лица земли. 

В Антарктиде в этом году была рекордная температура — +25 на солнце. Это аномально. Так не должно быть. Из-за того, что снег и льды растаяли, пингвины просто были в грязи. 

Цель моего творчества и существования пусть и не изменит мир, но сделает его чуточку лучше, обращая внимание на глобальные проблемы. Хочу задокументировать то, что происходит сегодня, для будущих поколений.

Когда мы с Кристианом снимали «Генезис 2.0», он сказал мне такую умную фразу: «Государство без документального кино — это то же самое, что семья без фотоальбома». Потому что документальное кино рассказывает историю из реальной жизни. Показывает поколения, время, какие они есть в действительности и говорит о проблемах, которые беспокоят многих.

Автор: Елена Алексеева

Источник: news.ykt.ru