Малый театр — труппа, история создания, репертуар
Государственный академический Малый театр России в Москве. Какие актеры играют в Малом театре.
Государственный академический Малый театр России — драматический театр в Москве. Один из старейших театров России, сыгравший выдающуюся роль в развитии русской национальной культуры. Первый спектакль в Малом театре состоялся 14 (26 по новому стилю) октября 1824 года. Театра расположен в центре Москвы по адресу Театральный проезд, д. 1.
История создания Малого театра
Труппа театра была создана при Московском университете в 1756 году, сразу после указа императрицы Елизаветы Петровны, ознаменовавшего рождение в стране профессионального театра: «Повелели мы ныне учредить Русский для представления комедий и трагедий театр». Возглавил Вольный русский театр при университете известный поэт и драматург М. М. Херасков. С 1759 года театр, ставший публичным, получил название Университетского; в нем играли студенты и воспитанники университетской гимназии. В 1760 годы, претерпев некоторые изменения и объединившись с другими труппами, он стал называться Московским Российским театром.
В 1759 году итальянский антрепренер Локателли недалеко от нынешнего Казанского вокзала построил, как ее называли, комедийную «хоромину»; первый спектакль состоялся 21 мая 1760 года — комедия де Грена «Новоприезжие». Но московская публика еще не была готова к пониманию и принятию сценического искусства и в 1761 году лучшие актеры были отозвану в Санкт-Петербург.
Затем московскую труппу создал полковник Н. С. Титов, но и она долго не просуществовала. По высочайшему повелению в Москве началось строительство помещения для сценических постановок. Однако здание, едва успев быть построенным, сгорело. Дело продолжил английский инженер и антрепренер Майкл Медокс, создав в 1780 году свой частный Петровский театр. Разорившись, Майкл Медокс вынужден был отдать театр в пользу казны, ему же самому была назначена пожизненная пенсия.
В созданном драматическом Большом Петровском театре в Москве 15 января 1787 года прошла первая русская постановка «Женитьбы Фигаро» в переводе А. Лабзина под названием «Фигарова женитьба» — до этого пьеса шла на русской сцене, но в исполнении французской труппы. Репертуар театра состоял из лучших произведений русской и мировой литературы, ставились пьесы самых известных авторов: Д. Фонвизина, И. А. Крылова, Ж. Б. Мольера, Бомарше, Р. Шеридана и Карло Гольдони. На сцене блистали актеры В. П. Померанцев и А. А. Померанцева, Я. Е. Шушерин, П. А. Плавильщиков, чета Сила Николаевич и Елизавета Семеновна Сандуновы.
В начале царствования императора Александра I, вместе с общим подъемом общественной жизни ожило и совсем было упавшее при Павле театральное искусство. В эти годы труппа пополнялась актерами крепостных театров.
В 1805 году здание сгорело. Однако уже в следующем, 1806 году, в Москве была образована дирекция Императорских театров, куда поступили артисты бывшего Петровского театра. В 1806, театр приобрел статус казенного, войдя в систему императорских театров. Таким образом, актеры, поступившие в труппу из крепостных театров, сразу освобождались от крепостной зависимости. Сама политическая обстановка в стране к этому не располагала. Страну сотрясали нестабильность и военные конфликты со Швецией и Турцией. В 1812 году была война с Наполеоном. Прошло еще несколько лет, когда архитектор Осип Бове был приглашен на строительство в Москве театрального здания. Еще в 1803 году произошло разделение трупп на оперную на драматическую. В этом разделении огромную роль сыграл Катерино Кавос, ставший по сути дела, основателем русской оперы. Однако на самом деле опера и драма еще долго соседствовали рядом.
До 1824 года балетно-оперная и драматическая труппы Императорского Московского театра были единым целым. В 1824 году по проекту Бове архитектор А. Ф. Элькинский перестроил для театра особняк купца Варгина, это здание на Петровской (ныне Театральной) площади и стало постепенно называться Малым театром, и поныне несет это имя. Первоначально здание было более узким из-за чрезмерной ширины Неглинного проезда. В 1838-1840 годах, после того, как были выкуплены примыкавшие участки, архитектор Константин Тон достроил здание до существующего ныне объема и полностью изменил внутреннюю планировку.
Первый спектакль в Малом театре состоялся 14 (26) октября 1824 года. Авторами представления были князь А. А. Шаховской и балетмейстер Дидло. В заключении вечера был показан одноактный балет Антуана Дюпона, поставленный А. П. Глушковским.
Один из важных периодов в истории развития Малого театра связан с именем П. С. Мочалова. В 1822 в труппу пришел уже известный по провинциальным антрепризам бывший крепостной актер М. С. Щепкин.
Для Малого театра писали И. С. Тургенев, А. В. Сухово-Кобылин, многие другие авторы. Но особое значение для Малого театра имел Александр Николаевич Островский. Его пьесы принесли Малому театру неофициальное название «Дом Островского». Новые реформаторские театральные позиции Островского — бытописательство, отход от пафосности, важность всего ансамбля актеров, а не единого главного героя и т. д. — приводили к конфликтам с приверженцами прежних традиций. Но эти новаторские для того времени идеи Островского уже были затребованы временем. Все его 48 пьес были поставлены на сцене Малого театра и в разные годы всегда входили в его репертуар. Он сам неоднократно участвовал в репетициях, дружил с актерами, а некоторые его пьесы были сочинены специально на определенных исполнителей Малого театра, по их просьбам, для их бенефисов.
Для бенефисов Прова Михайловича Садовского были впервые поставлены две пьесы Островского — «В чужом пиру похмелье» — 9 января 1856 года, «Горячее сердце» — 15 января 1869 года. Пьеса «Гроза» была поставлена 16 ноября 1859 года в бенефис С. В. Васильева, а в бенефис его супруги, актрисы Екатерины Николаевны Васильевой, 14 октября 1863 года в Малом театре впервые была поставлена пьеса «Доходное место». Премьера пьесы «На бойком месте» состоялась на сцене Малого театра 29 сентября 1865 года в бенефис Рассказова.
«Бесприданница» первый раз прошла 10 ноября 1878 года в бенефис актера Н. И. Музиля. В пьесе «Без вины виноватые», 1884, роль Незнамова была написана Островским специально для артиста Малого театра Рыбакова.
С триумфального дебюта в роли Эмилии (Г. Э. Лессинг, «Эмилия Галотти») 30 января 1870 года началась театральная карьера великой русской трагической актрисы Марии Ермоловой, блиставшей затем в других ролях: Лауренсия — «Овечий источник» Лопе де Вега, Мария Стюарт — «Мария Стюарт» Ф. Шиллера; Жанна д’Арк — «Орлеанская дева» этого же автора; Катерина в «Грозе», Негина в «Талантах и поклонниках», Кручинина в «Без вины виноватые».
На рубеже XIX-XX веков страна переживала тяжелый кризис, он затронул и театральную жизнь. Малый театр искал новые пути развития. Актер и режиссер А. П. Ленский создал в 1898 году Новый театр — филиал Малого театра.
Новый театр открыт в 1898 году Дирекцией Императорских театров в помещении арендованного казной Шелапутинского театра. Там ставились не только драматические спектакли, но и музыкальные: оперы и балеты. Предназначался он для работы молодежи казенных императорских театров Москвы, не находившей применения из-за разросшихся трупп в Большом и Малом театрах. А. П. Ленский перенес в Новый театр для исполнения начинающими артистами со сцены Малого театра 14 своих постановок, в том числе 8 пьес А. Н. Островского, «Женитьбу» Н. В. Гоголя и других. В 1905 году Новому театру формально было дано право на самоопределение, но из самостоятельной жизни театра ничего не получилось. В 1907 году Новый театр был упразднен. Остатки труппы в 1909 году возглавил А. И. Южин.
Во время революции 1917 года помещение Малого театра было разгромлено, а имущество расхищено, однако усилиями А. И. Южина деятельность театра достаточно скоро возобновилась. Осенью 1918 года труппа театра работала в помещениях театра-варьете «Альказар» и театра Рогожско-Симоновского совдепа. В том же году при театре открывается театральная школа (с 1938 года — Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина, с 1943 года — ВУЗ), а в 1919 году Малому театру присвоено звание академического.
В 1920-е годы вся страна была захвачена пролетарским театральным движением «Синяя блуза». Тем не менее Малый театр оставался верен своим традициям. И в это же самое время по стране звучат призывы отказаться от всего прежнего, старого, не пускать в обновленную революцией жизнь оплот буржуазно-дворянской культуры. Под воздействием этих призывов Малый театр мог быть закрыт, но на его защиту встал первый нарком Просвещения А. В. Луначарский.
В 1929 году у дверей Малого театра был установлен памятник Островскому (скульптор Н. Андреев, архитектор Ф. Шехтель).
Репертуар театра 1930-1940 годов в основном состоял из возвращения к классике, исполнявшейся когда-то прежде всего на подмостках самого же Малого театра в годы, когда и сам Малый театр, и авторы несли новые реформаторские идеи. Ставятся пьесы Грибоедова, Гоголя, Островского.
В октябре 1941 года театр был эвакуирован в Челябинск и размещен в здании Драматического театра. В годы Великой Отечественной войны при театре работал фронтовой филиал. В 1946 году архитектором А. П. Великановым была проведена реконструкция здания театра.
Современное поколение артистов и режиссеров Малого театра отличается приверженностью его богатым традициям и опирается на опыт предшественников. Сегодня, как и всегда, основу репертуара театра составляют пьесы А. Н. Островского.
Указом Президента России Малому театру присвоен статус национального достояния. Малый был включен в список особо ценных культурных объектов страны, наряду с Большим театром, Третьяковской галереей, Эрмитажем.
С 1988 года художественный руководитель театра — народный артист СССР, лауреат Государственных премий РФ Юрий Мефодьевич Соломин.
Труппа Малого театра
Юрий Соломин
Светлана Аманова
Александр Коршунов
Валерий Бабятинский
Алексей Кудинович
Ирина Муравьева
Василий Бочкарев
Алена Охлупина
Евгения Глушенко
Владимир Дубровский
Алефтина Евдокимова
Людмила Полякова
Сергей Еремеев
Владимир Сафронов
Юрий Каюров
Людмила Титова
Александр Клюквин
Елена Харитонова
Виталий Коняев
Лилия Юдина
Зинаида Андреева
Клавдия Блохина
Борис Невзоров
Виктор Бунаков
Виктор Низовой
Владимир Носик
Александр Вершинин
Сергей Вещев
Глеб Подгородинский
Василий Зотов
Инесса Рахвалова
Инна Иванова
Татьяна Скиба
Юрий Ильин
Петр Складчиков
Сергей Кагаков
Наталья Титаева
Сергей Тезов
Дмитрий Кознов
Ирина Тельпугова
Татьяна Короткова
Ольга Чуваева
Татьяна Лебедева
Людмила Щербинина
Петр Абрамов
Ольга Абрамова
Денис Курочка
Варвара Андреева
Евгений Куршинский
Мария Андреева
Дмитрий Лабуш
Виктор Андрианов
Ирина Леонова
Любовь Аникеева
Андрей Манке
Алексей Анохин
Дмитрий Марин
Евгений Арановский
Михаил Мартьянов
Екатерина Базарова
Филипп Марцевич
Александр Белый
Галина Микшун
Наталья Боронина
Лидия Милюзина
Клавдия Моисеева
Наталья Верещенко
Ольга Молочная
Сергей Видинеев
Игорь Григорьев
Дарья Подгорная
Евгения Дмитриева
Екатерина Порубель
Олег Доброван
Сергей Потапов
Полина Долинская
Юлия Сафронова
Александр Дривень
Григорий Скряпкин
Любовь Ещенко
Дмитрий Солодовник
Анна Жарова
Людмила Суворкина
Ольга Жевакина
Алексей Фаддеев
Ирина Жерякова
Михаил Фоменко
Петр Жихарев
Дмитрий Зеничев
Максим Хрусталев
Александра Иванова
Наталья Швец
Тимофей Каратаев
Константин Юдаев
Степан Коршунов
Репертуар Малого театра:
-
1900-й. ЛЕГЕНДА О ПИАНИСТЕ, Алессандро Барикко;
БЕДНОСТЬ НЕ ПОРОК, А.Н.Островский;
БЕШЕНЫЕ ДЕНЬГИ, А.Н.Островский;
БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (ЯЛТА-45), Л.Свенссон;
БУРАТИНО, А.Н.Толстой;
ВАРВАРЫ, М.Горький;
ВИЗИТ СТАРОЙ ДАМЫ, Ф.Дюрренматт;
ВИШНеВЫЙ САД, А.П.Чехов;
ВЛАСТЬ ТЬМЫ, Л.Н.Толстой;
ВОЛКИ И ОВЦЫ, А.Н.Островский;
ВОСЕМЬ ЛЮБЯЩИХ ЖЕНЩИН, Робер Тома;
ВСЕГДА ЗОВИТЕ ДОЛЛИ!, Т.Уайлдер;
ГОРЕ ОТ УМА, А.С.Грибоедов;
ДАЛЬШЕ — ТИШИНА, Вина Дельмар;
ДЕНЬ НА ДЕНЬ НЕ ПРИХОДИТСЯ, А.Н.Островский;
ДЕТИ ВАНЮШИНА, С.А.Найденов;
ДОХОДНОЕ МЕСТО, А.Н.Островский;
ЖЕНИТЬБА, Н.В.Гоголь;
ЗОЛУШКА, Евгений Шварц;
ИГРОКИ, Н.В.Гоголь;
ИДИОТ, Ф.М.Достоевский;
КОРОЛЬ ЛИР, У.Шекспир;
КРАСАВЕЦ МУЖЧИНА, А.Н.Островский;
МАСКАРАД, М.Ю.Лермонтов;
МеРТВЫЕ ДУШИ, Н.В.Гоголь;
МЕСЯЦ В ДЕРЕВНЕ, И.С.Тургенев;
МЕТЕЛЬ, А.С.Пушкин;
МНИМЫЙ БОЛЬНОЙ, Ж.Б.Мольер;
МОЛОДОСТЬ ЛЮДОВИКА XIV, А.Дюма-отец;
НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА ДОВОЛЬНО ПРОСТОТЫ, А.Н.Островский;
НЕ ВСе КОТУ МАСЛЕНИЦА, А.Н.Островский;
НЕДОРОСЛЬ, Д.И.Фонвизин;
ПЕРЕД ЗАХОДОМ СОЛНЦА, Г.Гауптман;
ПЕРЕЧИТЫВАЯ ЧЕХОВА по рассказам А.П. Чехова;
ПеТР I, Д.С.Мережковский;
ПИКОВАЯ ДАМА, А.С.Пушкин;
ПОЗДНЯЯ ЛЮБОВЬ, А.Н.Островский;
ПОСЛЕДНИЙ СРОК, В.Г.Распутин;
ПОСЛЕДНЯЯ ЖЕРТВА, А.Н.Островский;
ПРАВДА — ХОРОШО, А СЧАСТЬЕ ЛУЧШЕ, А.Н.Островский;
ПРИКЛЮЧЕНИЯ НОВОГОДНИХ ИГРУШЕК;
РЕВИЗОР, Н.В.Гоголь;
РЕТРО, Александр Галин;
РОЖДЕСТВО В ДОМЕ КУПЬЕЛЛО, Эдуардо Де Филиппо;
СВАДЬБА, СВАДЬБА, СВАДЬБА!, А.П.Чехов;
СЕРДЦЕ НЕ КАМЕНЬ, А.Н.Островский;
СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ, А.С.Пушкин;
СЛУГА ДВУХ ГОСПОД, Карло Гольдони;
СМУТА. 1609-1611 гг., В.Р.Мединский;
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА, Е. Шварц (по Г.Х. Андерсену);
ТАИНСТВЕННЫЙ ЯЩИК, П.А.Каратыгин;
ТАЙНЫ МАДРИДСКОГО ДВОРА, Э.Скриб, Е.Легуве;
ТАРТЮФ, Ж.Б.Мольер;
ТРАМВАЙ «ЖЕЛАНИЕ», Теннесси Уильямс;
ТРИ СЕСТРЫ, А.П.Чехов;
ФИЗИКИ, Ф.Дюрренматт.
Источник: