Молодые актеры сыграют в спектакле «Несыгранные роли» о судьбе якутской труппы в блокадном Ленинграде
28 октября в Саха академическом театре им. П.А. Ойунского молодежный театр Якутского колледжа культуры и искусств «Күн Өркɵн» поставит пронзительный спектакль «Несыгранные роли», сообщает пресс-служба Якутского колледжа культуры и искусств.
Спектакль приурочен к Году театра в России и посвящен 75-летию снятия блокады Ленинграда. Этот спектакль — память о трагической судьбе 34 студентов якутской студии, класса профессора Леонида Макарьева, куратора Е.К. Лепковской, которые в 1940 году поступили в Ленинградский театральный институт им. А.Н. Островского. В первые дни войны все юноши ушли на фронт, а девушки остались защищать Ленинград.
Спектакль основан на воспоминаниях мастера курса Е.К. Лепковской, одного из тех ребят Исая Попова и дневнике Ксении Гаврильевой. Инсценировка Марии Боппоеновой, постановка Захара Никитина. В представлении участвуют 20 студентов выпускного курса специальности «Социально-культурная деятельность», класс мастера-педагога Саргыланы Степановой Якутского колледжа культуры и искусства. Спектакль пройдет с синхронным переводом.
Летом 1940 года 34 молодых якутянина, пройдя строгий отбор комиссии в Якутске, были зачислены в якутскую студию Ленинградского театрального института им. А.Н. Островского. Исай Васильевич Попов вспоминал тогда: «Мы мечтали стать артистами. Учились с упоением, все было ново, необычно. Нашей студией руководил профессор Леонид Федорович Макарьев. Нас учили замечательные педагоги. Они стали для нас примером беззаветного служения искусству».
Этот набор называли в институте «могучей студией». В первые дни войны все парни якутской студии ушли на фронт, а девушки остались защищать Ленинград. Как рассказывала одна из них Мария Андреевна Будищева, все были мобилизованы на строительство оборонительных сооружений на подступах к городу.
«Копали противотанковые рвы около Шлиссельбурга. А почва там болотистая, копнешь немного — появляется вода, мешают камни. Немецкие артиллеристы постоянно обстреливали нас, и после каждого артобстрела мы недосчитывались своих однокурсников. Когда враг подошел вплотную к Ленинграду, нас, студентов, зачислили в бойцы местной противовоздушной обороны. Мы заколачивали окна института, общежития, близлежащих домов досками, обклеивали стекла бумагой, чтобы их не выбило во время артобстрела. Во время воздушного налета дежурили на крышах, тушили зажигательные бомбы. Вот летит вражеский самолет, зловеще покачивая крыльями, кажется, прямо на тебя, становится так страшно, но ты знаешь: уходить с поста нельзя. Рядом с нашим институтом находилась глазная лечебница. В свободные часы мы помогали медсестрам, делали перевязки, писали письма родным раненых бойцов», — рассказывала она.
Из воспоминаний Татьяны Кондратьевны Ядрихинской: «Люди валились от голода прямо на улицах Ленинграда, не доходя до дома, до работы. Из наших студийцев умерли шестеро… Голод, холод, ежедневные обстрелы…»
Несмотря на голод, холод, постоянные артобстрелы, студийцы продолжали заниматься, рассказывала Анастасия Тихоновна Старостина: «В осажденном городе мы продолжали учиться. Поселились в одном корпусе, здесь же преподаватели читали лекции. Все были истощены и измотаны. Те, кто могли сидеть, — писали, те, кто не имели сил подняться, слушали лекции лежа. Педагоги всячески поддерживали нас в это тяжелое время. Мы с Настей Ларионовой стали донорами, сдавали кровь для раненых и истощенных детей».
В январе в блокадном Ленинграде у ребят даже состоялась сессия! Было очень холодно. Ребята читали монологи из «Грозы», «Бедность не порок» А.Н. Островского, «Ревизора», «Мертвых душ» Н.В. Гоголя. Чувствовали большую слабость, многие качались, но держались до конца. Все 12 человек сдали экзамены. Ладожское озеро сохранило жизни оставшимся студийцам. Их, измученных блокадой, эвакуировали на Большую землю. С фронта вернулись только пятеро парней.
Источник: