Объявлены спецпрограммы XXIX кинофестиваля «Послание к человеку»
Объявлены спецпрограммы XXIX кинофестиваля «Послание к человеку». Зрителей ждут 7 специальных программ, 2 ретроспективы, 6 спецпоказов. В Музее истории фотографии пройдет выставка исландского видеоарта. В программе фестиваля пройдут бесплатные мастер-классы, творческие встречи, обсуждения и профессиональные конференции.
«Экран касается нас»
Куратор — Алёна Королёва (Санкт-Петербург)
Программа представляет коллекцию документальных/экспериментальных фильмов, сделанных за последние 10 лет, которые исследуют возможности кино передавать тактильные ощущения. В фокусе материальные свойства плёнки и видео, фильмы о прикосновениях и памяти кожи, иллюзии физического присутствия и истории, рассказанные через тела их создателей.
Фильмы:
«Метеоры» / Meteors, режиссер Гурцан Келтек / Gürcan Keltek, Турция-Нидерланды, 81 мин.«Без слов» / Speechless, режиссер Саломе Джаши / Salomé Jashi, Грузия, 12 мин.«О, преследуемые» / O, Persecuted, режиссер Басма Альшариф / Basma Alsharif, 12 мин.«Я потрогала её ноги» / I Touched Her Legs, режиссер Ева Мари Родбро / Eva Marie Rodbro, Дания, 15 мин.«Да приидет царствие твое» / Thy Kingdom Come, режиссер Юджин Ричардс / Eugene Richards , 40 мин.«Животное кино» / Animal Cinema, режиссер Эмилио Ваварелла / Emilio Vavarella,США, 12 мин.«Инструкция как сделать фильм» / Instructions on How to Make a Film, режиссер Назли Динчел / Nazlı Dinçel, США, 13 мин.«Гламурные парни Танг» / Glamorous Boys of Tang, режиссер Су Хуэй Юй / Su Hui Yu, Тайвань, 15 мин«Со-бытие» / Interbeing, режиссер Мартина Хоогланд Иванов / Martina Hoogland Ivanow Швеция, 11 мин.«Повторы из Сэнт Бэвэнс» / St. Bathans Repetitions, режиссер Александре Ларосе / Alexandre Larose, Канада, Новая Зеландия, 20 мин.«Нить» / The Thread, режиссеры Пабло Поланко, Пьетро Булгарелли / Pablo Polanco, Pietro Bulgarelli, Чили, Коста Рика, 6 мин.«На связи» / In Touch, режиссер Павел Земильский / Pawel Ziemilski, Польша, 60 мин.
«Распад социализма. К 30-й годовщине падения Берлинской стены»
Кураторы – Алексей Артамонов (Санкт-Петербург), Катерина Белоглазова (Москва)
Приуроченная к годовщине разрушения Берлинской стены, данная программа ставит своей целью рассмотреть противоречия и причины, приведшие к поражению социалистических режимов в конце 1980-х — начале 1990-х годов, а также неоднозначные последствия их краха. Кризис плановой экономики и переход к свободному рынку, десоветизация и установление новой идеологии, рост национализма и ностальгия по третьему пути — таковы темы выбранных фильмов, описывающих указанные процессы как изнутри, так и с исторической дистанции.
В центре программы — три картины, связанные с политическим транзитом в ГДР. Это видеоэссе «Материал» Томаса Хайзе, документировавшего события и общественные дискуссии осени 1989-го, «Берлин – Пренцлауэр-Берг» Петры Тшортнер, показывающий жизнь простых жителей восточного Берлина после падения стены, но до введения единой валюты, и фильм Андреаса Голдштейна «Функционер», в котором история страны разворачивается через личное измерение — биографию отца режиссёра, министра культуры ГДР. В «Автобиографии Николае Чаушеску» Андрей Ужика, пользуясь исключительно официальной хроникой, показывает, как менялись изображение вождя социалистической Румынии и политический язык его режима. Российский контекст отражают «Новости дня», фильм Дины Караман, полностью смонтированный из кадров советских киножурналов, и работа «Опальные памятники» Лоры Малви и Марка Льюиса, фокусирующаяся на судьбе исторических монументов в постреволюционной ситуации. Тему этнических войн на территории бывшей Югославии раскрывает балканская трилогия Криса Маркера. А Марк Карлин в «Сценах для революции» пытается разобраться в причинах поражения социалистов в Латинской Америке: в центре фильма — сандинистское движения в Никарагуа.
В рамках программы 21 сентября в Белом зале Европейского университета в Санкт-Петербурге состоится научная конференция на тему политических и культурных аспектов распада социализма, а в магазине «Порядок слов» 22 сентября — петербургская премьера фильма «Полупроводник» художника и режиссера Олега Мавроматти.
Гость программы — режиссер-документалист Томас Хайзе (Германия)
Начал карьеру режиссера документального кино в Студии кинохроники в Восточном Берлине, с 1983 года работает как независимый режиссер. Последние фильмы Хайзе становились участниками Берлинале и других престижных фестивалей. Специализируется на крупных формах (фильмы продолжительностью от 3 часов и более) и исследованиях киноархивов.
Представляет два своих фильма: «Материал» (2009) и «Родина это место во времени» (2019) в программах «Распад социализма» и «Панорама.Док».
Фильмы:
«Сцены для революции» / Scenes for a Revolution (1991), режиссер Марк Карлин / Marc Karlin, документальный, Великобритания, 110 мин.«Автобиография Николае Чаушеску» / The Autobiography of Nicolae Ceaușescu (2010), режиссер Андрей Ужика / Andrei Ujică, документальный, Румыния, 187 мин.«Функционер» / The communist (2019), режиссер Андреас Голдштейн / Andreas Goldstein, документальный, Германия, 71 мин.«Берлин – Пренцлауэр-Берг» / Berlin Prenzlauer Berg (1991), режиссер Петра Тшортнер / Petra Tschörtner, документальный, Германия, 75 мин.«Материал» / Material (2009), режиссер Томас Хайзе / Thomas Heise, документальный, Германия, 166 мин.«Прайм-тайм в лагерях» / «Le 20 heures dans les camps» (Prime time in the Camps, 1993), режиссер Крис Маркер / Chris Marker, документальный, Франция, 27 мин.«Голубая каска» / Casque bleu (Blue Helmet, 1995), режиссер Крис Маркер / Chris Marker, документальный, Франция, 26 мин.«Мэр в Косово» / Un maire au Kosovo» (Mayor In Kosovo, 2000), режиссер Крис Маркер, документальный, Франция, 28 мин.
* Показ фильмов Криса Маркера – на французском языке с русскими субтитрами (без перевода на английский).
«Новости дня» / A Chronicle of the day (2019), режиссер Дина Караман / Dina Karaman, Россия, 62 мин.«Опальные памятники» / Disgraced Monuments (1994), режиссер Лора Малви, Марк Льюис / Laura Mulvey, Mark Lewis, США, 49 мин.«Полупроводник» / Semiconductor (2018), режиссер Олег Мавроматти / Oleg Mavromatti,, 93 мин.
Научная конференция: «Распад социализма. Противоречивое наследие»
- 21 сентября, Европейский университет в Санкт-ПетербургеАудитория 430 (Белый зал)14:30-20:00
Научная конференция, приуроченная к специальной программе «Распад Социализма. К 30-й годовщине падения Берлинской стены», ставит своей целью рассмотреть предпосылки и следствия распада мировой системы социализма в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Завершая исторические коллизии XX века, эта трансформация стала отсчетной точкой для новейшей истории и, спустя 30 лет, может быть рассмотрена как одно из вытесненных оснований современных политических и идеологических процессов. В фокусе конференции как неоднозначные политические и экономические последствия этого события, так и механизмы смены режимов идеологической репрезентации и выработки нового отношения к исторической памяти. Другая важная ее тема — обсуждавшийся во время самих событий и впоследствии поиск третьего пути, альтернативного как существовавшим моделям социализма, так и глобальному неолиберализму. Конференция пройдет 21 сентября в Белом зале Европейского университета в Санкт-Петербурге.
Экспозиция Йонаса Мекаса в Музее сновидений Зигмунда Фрейда
Часы работы выставки:
14, 15, 17 и 21 сентября — с 16:00 до 21:00.
16, 18, 19 и 20 сентября — с 15:00 до 21:00.
Небольшая экспозиция в рамках кинофестиваля “Послание к человеку” и в рамках специальной кинопрограммы, приуроченной к юбилею падения Берлинской стены и посвященной распаду социализма.
Йонас Мекас — американо-литовский поэт, кинорежиссер и кинокритик, которого называют крестным отцом американского киноавангарда и основоположником жанра кинодневника, основатель и руководитель крупнейшего в мире хранилища экспериментального кино Anthology Film Archives, друг и соратник Энди Уорхола, Аллена Гинзберга, Джорджа Мачюнаса, Йоко Оно, Джона Леннона и прочих ключевых фигур культуры второй половины XX века, многих из которых он запечатлел в своих фильмах, — имел крайне сложную судьбу, сформированную лихими изгибами прошедшего столетия. В оккупированной сначала советскими, а потом немецкими войсками Литве он выпускал подпольную газету, о чем стало известно гестаповцам. Чтобы избежать ареста, вместе с братом Адольфасом он пытался уехать в Вену, но в Германии их вагон прицепили к поезду с военнопленными и направили в трудовой лагерь под Гамбургом, где они провели последний год Второй мировой. После — лагерь для перемещенных лиц и эмиграция в США, где Мекасу было суждено принципиально изменить ландшафт независимого американского кино. Опыт советской и немецкой оккупации оставил на нем неизгладимую печать. «Я ненавижу большие государства, большую историю, большие войны», — говорит Мекас в фильме «Потери, потери, потери». Оппозиция, которую он предлагает, — «маленькие нации против больших; поэты против политиков». Этой программы Мекас придерживался всю свою жизнь, которая оборвалась 23 января 2019 года. Ему и его принципам посвящена небольшая экспозиция в Музее сновидений Фрейда, которая проходит в рамках программы «Распад социализма. К 30-й годовщине падения Берлинской стены». В нее войдут его пятичасовой фильм «Литва и распад СССР» и шестичасовое интервью, которое он дал Мемориальному музею Холокоста США незадолго до своей смерти.
1) «Литва и распад СССР», Йонас Мекас, 2009, 286 мин
Фильм создан из записей, которые Йонас Мекас сделал с помощью своей ручной камеры Sony во время процесса распада СССР — заснятых им американских телевизионных новостных передач, освещавших события, за которыми он следил из своей квартиры в Нью-Йорке. Сам Мекас предлагал рассматривать фильм как классическую греческую драму, в которой судьбы наций радикально меняются под воздействием воли и иррационального желания одного конкретного человека (Витаутас Ландсбергис) и одного маленького народа, полного решимости отвоевать свою свободу и поддерживаемого силами Олимпа в своей схватке с Великим и Могущественным, против невозможного.
2) Видео-интервью с Йонасом Мекасом, проведенное в июне-июле 2018 года Мемориальным музеем Холокоста США
В этом шестичасовом интервью, которое Йонас Мекас, родившийся в небольшой литовской деревне в 1924 году, дал незадолго до своей смерти в январе 2019 года, он рассказывает о своем детстве, молодости в советской Литве, о распространении подпольных антисоветских публикаций, о немецкой оккупации Литвы и участии в антигитлеровском подпольном сопротивлении, о побеге из Литвы вместе с младшим братом Адольфасом, последующем аресте и заключении в трудовом лагере в Германии, побеге из него, нахождении в лагере для перемещенных лиц и, наконец, об эмиграции в США и приезде в Нью-Йорк в 1949 году.
Йонас Мекас (1922 — 2019) — американский и литовский поэт, кинорежиссёр и кинокритик, основоположник жанра кинодневника, основатель и руководитель нью-йоркской синематеки «Антология архивного кино», крупнейшего хранилища экспериментальной кинопродукции, один из лидеров «нового американского кино», «крёстный отец нью-йоркского киноавангарда», лауреат Национальной премии Литвы в области литературы и искусства (1995) и многих других наград. Дружил и сотрудничал с Сальвадором Дали, Энди Уорхоллом, Алленом Гинзбергом, Джорджем Мачюнасом, Йозефом Бойсом, Джоном Ленноном, Йоко Оно, Нико и другими ключевыми художниками и деятелями культуры второй половины XX века.
100 лет ВГИК
Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова в 2019 году отмечает свой 100-летний юбилей. Это знаковое событие и для отечественной кинокультуры, и для мировой киноиндустрии в целом. Ведь среди выпускников ВГИКа не только наши выдающиеся мастера – В. Абдрашитов, Ф. Бондарчук, С. Говорухин, А. Кончаловский, С. Михалков, А. Сокуров, С. Соловьев, А. Тарковский, М. Хуциев, В. Шукшин и многие другие, но и зарубежные: В. Ахадов, А. Вагенштайн, К. Вольф, Э. Гофман, Р. Ибрагимбеков, М. Каюмов, М. Месарош, Т. Тот и др.
В соответствии с Указом президента Российской Федерации «О праздновании 100-летия Всероссийского государственного института кинематографии им. С. А. Герасимова» от 16.11.2017 года №551 ВГИК в течение 2018 – 2019 годов провел творческие мероприятия в России и за рубежом: десятки мастер-классов, концертов, спектаклей, художественных выставок, творческих встреч, показов фильмов в городах России, странах ближнего зарубежья: Азербайджане, Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Узбекистане, Таджикистане, а также в странах дальнего зарубежья: Италии, Румынии, Сербии, Франции и других.
В рамках XXIX Международного фестиваля документальных, короткометражных игровых и анимационных фильмов «Послание к Человеку» ВГИК им С.А. Герасимова представляет специальную программу, посвященную 100-летию института, в которую вошли дипломные и курсовые работы мэтров отечественного кинематографа, таких как Ф. Бондарчук, А. Кончаловский, Н. Михалков, К. Шахназаров, а также дипломные фильмы выпускников последних лет.
Фильмы:
«Репортаж с асфальта, 1971, режиссер В.Ю. Абдрашитов, 10 мин.«Сон в летнее утро, 1989, режиссер Ф. Бондарчук, 18 мин.«Контрабас, 2002, режиссер А. Меликян, 22 мин.«Азниф, 2010, режиссер Э. Оганесян, 20 мин.«Кира, 2015, режиссер В. Санду, 19 мин.«В горах моё сердце, 1967, режиссеры И. Киселева, Р. Хамдамов, 31 мин.«Мальчик и голубь, 1961, режиссеры А. Кончаловский, Е. Осташенко, 20 мин.«Пугало, 2000, режиссер А. Котт, 15 мин.«Тяжелая работа старых мойр, 2000, режиссер П. Буслов, 16 мин.«Точка бифуркации, 2018, режиссер Л. Гардаш, 24 мин.«Спокойный день в конце войны, 1970, режиссер Н. Михалков, 33 мин.«Мама, 2009, режиссер И. Казанков, 22 мин.«Чиппендейл, 2012, режиссер К. Сафина, 20 мин.«Питер. Чернуха, 2018, Д. Волков, 25 мин.«Шире шаг, маэстро, 1975, режиссер К. Шахназаров, 21 мин.«Гурбан, 2011, режиссер А. Аббасов, 25 мин.«Наследник, 2013, режиссер Е. Кожакина, 17 мин.«Замок эльфов, 2012, режиссер Р. Ильясов, 25 мин.«Девочка и дерево желаний, 2018, режиссер А. Лупашко, 17 мин.
Золотой единорог
Международный кинофестиваль «Золотой Единорог» — ретроспектива фильмов-номинантов и победителей международной премии «Золотой Единорог, присваиваемой в Великобритании — в категории «Лучший зарубежный фильм на тему, связанную с российской тематикой».
«Тот факт, на конкурс нашей международной премии «Золотой Единорог» прислали такое количество фильмов, говорит о большом интересе к России, ее истории и культуре, к ее жителям и красоте природы. Нам даже пришлось разделить премию за лучший фильм о России на две: для игровых и для документальных фильмов. Мы рады, что у нас получилась очень неплохая и разнообразная программа, которая поможет российским зрителям узнать, как их страну видят со стороны, рады, что наша кинонеделя в Британии и фестиваль в России способствуют взаимопониманию между народами и их сближению, – говорит Филип Перкон, основатель и Генеральный продюсер Недели российского кино и Премии «Золотой Единорог» .
Расписание показов:
Площадка: киноцентр “Ленфильм”
- 19 сентября, 21:00: «Серхио и Сергей» + Q+A (93 мин), сбор гостей в 20:00, фуршет20 сентября, 17:00-19:00: «Война снайпера” (1 ч 23 мин)20 сентября, 17:00-19:00: «Генезис, документальный (2 часа)21 сентября,17:00-19:00: «Белая стрела», документальный (1 ч 34 мин)21 сентября, 19:00-21:00: «Переводчик» (2 часа)22 сентября, 17:00-19:00: «87 детей» (1 ч 32 мин)22 сентября, 19:00-21:00: «Русская пятерка», документальный (1ч 42мин)
Ретроспектива японского документалиста Кадзуо Хаары
Куратор: Наталья Пылаева
Кадзуо Хара — классик японской документалистики, чьи работы не теряют актуальности и остроты и сегодня. Показы его фильмов проходят в синематеках и на кинофестивалях по всему миру от Гонконга до Нью-Йорка. . Как режиссер и сценарист исследует психологию экстремальных ситуаций и социальных кризисов. Всемирно известная фотограф Сьюзан Зонтаг включила фильм Хары «Голая армия императора идет вперед» в список из 12 наиболее влиятельных документальных фильмов современности.
В ретроспективу вошли три картины, наиболее ярко отражающие особенности режиссерского стиля и видения Кадзуо Хары, его самые резонансные картины. Дебютный «Прощай, ЦП» (1972) об активисте, ведущем борьбу с предрассудками, окружающими больных церебральным параличом. «Предельно личные отношения: Любовная песнь 1974» (1974) – шедевр авто-документалистики, героем которого становится сам Хара в тот момент, когда его бросает жена и приглашает снимать свою новую жизнь и новую любовь. И самый титулованный и знаменитый фильм «Голая армия императора идет вперед», разоблачающая каннибализм в японской армии на исходе Второй Мировой Войны. Его фильмы остро-социальны и в то же время крайне внимательны к личному. Он выбирает неудобный, неприятный материал. Его далекий от объективного стиль можно назвать бескомпромиссным, жестким и в чем-то диким, как и героев его картин. В документалистике Хары – беспрецедентный для своего времени уровень откровенности: перед его камерой может родиться на свет ребенок, а один герой до полусмерти избить другого. Возможно, этот уровень откровенности и непосредственности и есть максимум, который после него уже никто не смог повторить. Хара сумел сочетать мастерство режиссера-наблюдателя с неистовым чувством, и уже поэтому останется в истории кино.
В рамках XXIX Кинофестиваля «Послание к человеку» показы пройдут в присутствии автора.
Фильмы:
«Прощай, ЦП» / Goodbye CP, режиссер Кадзуо Хаара / Kazuo Hara , 82 мин., Япония«Предельно личные отношения: Любовная песнь 1974» / Extreme Private Eros: Love Song 1974, режиссер Кадзуо Хаара /Kazuo Hara, 98 мин., Япония«Голая армия императора идет вперёд» /»The Emperor’s Naked Army Marches On, режиссер Кадзуо Хаара, 122 мин., Япония
Шанталь Акерман, ретроспектива
Куратор — Андрей Карташов
Впервые с начала 1990-х годов в России пройдет ретроспектива Шанталь Акерман (1950—2015). В небольшой программе в рамках фестиваля «Послания к человеку» будут показаны семь фильмов Акерман, включая её шедевр «Жанна Дильман». Акерман родилась в Бельгии, работала преимущественно в Париже и Нью-Йорке; её эстетика сформировалась под влиянием, в первую очередь, французской новой волны и американского авангарда. Акерман снимала с начала 1970-х, но только в 2000-е и особенно в 2010-е годы её работы стали постепенно считаться каноном арт-кино. Фильм «Жанна Дильман» 1975 года в настоящее время включается в учебные программы киношкол по всему миру. Фильмы Акерман ускользают от ярлыков и определений, включая даже национальные: до конца жизни она оставалась странствующим режиссёром, в её фильмографии есть работы, снятые в США, Франции, Бельгии, Мексике, Израиле, Германии, Камбодже и России.
Гость программы — Бабетта Мангольт
Франко-американская деятельница современного искусства и кино. С 1970-х годов работает как оператор, режиссёр, монтажёр. Дебютировала как оператор фильмом «Осень» (реж. Марсель Ханун), сотрудничала с Шанталь Акерман на фильмах «Жанна Дильман» и «Новости из дома» на французском языке и продолжала дружить с ней до смерти Акерман; автор нескольких эссе о режиссёре. Также Мангольт известна благодаря документациям перформансов и фильмам, сделанным в коллаборации с хореографами и художниками-перформерами. В их числе Триша Браун, Ивонна Райнер, Марина Абрамович и другие; об Абрамович Мангольт сняла фильм «Семь лёгких пьес» (2007). Избранные тексты Мангольт изданы книгой в 2018 году (издательство Sternberg Press). Её последний на настоящий момент проект — сольная выставка в Музее современного искусства Верхней Вьенны (с 1 марта 2019 года).
Фильмы:
No Home Movie, 2015, Франция, Бельгия, 115 мин.«Я, ты, он, она» / I, You, He, She, 1974, Бельгия, Франция, 86 мин.«Взорвись мой город» / Blow Up My Town, 1968, Бельгия, 13 мин.«Жанна Дильман, набережная коммерции 23, Брюссель 1080» / Jeanne Dielman, 23 quai du Commerce, 1080 Bruxelles, 1975, Бельгия, Франция, 201 мин.«Новости из дома» / News from Home, 1976, Франция, Бельгия, ФРГ, 85 мин.«С востока» / From the East, 1993, Бельгия, Франция, Португалия, 107 мин.«Встречи Анны»/ Anna’s Meetings, 1978, Франция, Бельгия, ФРГ, 120 мин.
Источник: