Промышленный фудшеринг против бедности
В распоряжении «Ъ» оказался предложенный депутатами Госдумы проект поправок к Налоговому кодексу, призванный освободить от уплаты подоходного налога и НДС операции юрлиц по передаче на благотворительность продуктов питания — главным образом с истекающим сроком реализации.
Передача их малоимущим распространена во многих странах мира. В России, по мнению экспертов, это может решить проблему голода 21 млн человек, находящихся за чертой бедности, и на 9% снизить объем захоронения пищевых отходов. Противники же проекта в Белом доме говорят о сложности администрирования льгот и связи инициативы с «поправками Яровой» о запрете ритейлерам возвращать непроданные продукты производителям — их раздача является для компаний альтернативой уплате экосбора.
Депутаты Госдумы Николай Валуев и Сергей Вострецов (фракция Единая Россия) 27 января 2020 года передали в правительство проект поправок к Налоговому кодексу, призванных освободить от налога на прибыль и возвратного НДС передачу предприятиями продовольствия (кроме алкоголя) на благотворительность. В настоящее время производителям и розничным предприятиям выгоднее отправлять продовольствие с истекающим сроком годности или продукцию с некритическим браком на свалки, чем передавать фондам или малоимущим, уплачивая от ее стоимости 20% налога на прибыль и обратный НДС в 20%. При этом стоимость уничтожения тонны мусора в Москве и области варьируется от 5 тыс. до 30 тыс. руб., пояснили в X5 Retail Group.
Из 17 млн тонн пищевых отходов (30% всех твердых коммунальных отходов), которые ежегодно создаются в РФ, 9,2% создаются на этапах хранения и реализации, отмечается в обосновании проекта. По данным опрошенных «Ъ» участников рынка, такие отходы могут составлять от 2% до 7% оборота компаний в РФ и исчисляться десятками миллионов рублей. 94% всех пищевых отходов оказываются на полигонах и становятся источником негативного воздействия на климат, воздух и воду.
Передача такой продукции малоимущим напрямую компаниями и при помощи банков еды является распространенной практикой во многих странах мира и обязательной во многих странах ЕС.
В РФ, по оценкам фонда продовольствия «Русь», спасение от уничтожения хотя бы 1,2 млн тонн продуктов в год позволит ему помогать 18 млн нуждающихся (5 кг продуктов на человека в месяц). В 2019 году, по данным Росстата, за чертой бедности находилось 21 млн человек. Большую часть их расходов составляют траты на питание — промышленный фудшеринг мог бы способствовать достижению президентской цели снизить бедность вдвое к 2024 году. «То, что передача такого продовольствия компаниями малоимущим хорошо работает за границей, особенно обнадеживает», — говорит господин Валуев. «Так делает весь цивилизованный мир», — вторит ему Сергей Вострецов.
По их оценке, передача продуктов на благотворительность «смогла бы обеспечить питанием» порядка 3 млн человек. Как пояснил «Ъ» Николай Валуев, столь скромная оценка вызвана не потенциалом рынка, а тем, что НКО могут просто не справиться с логистикой по обеспечению 21 млн человек продуктами. Впрочем, как пояснили в компании «Юнилевер», многие, особенно крупные, предприятия уже помогают с доставкой таких товаров или намерены это делать. Борьба с бедностью, отходами и голодом входит в цели устойчивого развития ООН, под которыми подписались и РФ, и многие транснациональные компании. «Нет ни одной страны из тех, в которых мы работаем, где регулирование такой продукции было бы подобным существующему в РФ», — заметил представитель компании. При этом крупные производственные компании за полгода понимают, какие продукты и в каком объеме они смогут передать на благотворительность. Заинтересованность в таких поправках «Ъ» подтвердили в «Coca-Cola HBC Россия», PepsiCo и X5 Retail Group.
По данным «Ъ», поправки поддерживают в Минсельхозе, Минэкономики и Роспотребнадзоре. «В Минфине законопроект сейчас на рассмотрении», — сообщили официально в ведомстве, которое, по данным «Ъ», пока их не поддерживает.
Источник: