«Считал, что приеду в какую-то суровую тундру». Как блогер добрался на поезде из Санкт-Петербурга до Нижнего Бестяха
Известный российский блогер Сергей Сигачев провел в поезде 6 суток 17 часов и оказался в Якутске. Все это время он освещал свою поездку в социальных сетях с помощью онлайн-трансляции, а по итогам выпустил серию публикаций. В интервью News.Ykt.Ru блогер рассказал о том, каким ему показался город, чем транспортная инфраструктура Якутска отличается от других городов страны и как, на его взгляд, можно решить проблемы пробок и хаотической парковки.
Сергей Сигачев является автором сайта transsib.ru — веб-энциклопедии о самой протяженной в мире Транссибирской железнодорожной магистрали и популярного блога в Живом Журнале под названием Periskop. Основной сферой его интересов является транспорт, его инфраструктура и жизнь, которая с ней связана. Приезд Сергея Сигачева в Якутск был связан со знаковым событием — открытием движения по Амуро-Якутской магистрали до станции Нижний Бестях.
«Цель у меня была — доехать от столиц до Якутска: как это выглядит, сколько это займет, что мы проезжаем, с каким уровнем комфорта, с какими сложностями и какими плюсами, минусами. Все это я пробовал. Мой путь занял 6 суток 17 часов с двумя пересадками. Я ехал из Санкт-Петербурга через Москву „Сапсаном“ 4 часа, затем поездом Москва — Тында, который идет около 5 суток. После пересел в прицепной вагон и добрался до Нерюнгри. И далее я оказался в поезде „Железных дорог Якутии“ и увидел, какие станции мы проезжаем, в каких условиях проложена дорога, что ее окружает, проверил, как сейчас выглядит вся станционная инфраструктура для простого пассажира», — говорит он.
Отличается ли поездка на поезде «Железных дорог Якутии» от поездов «Российских железных дорог»?
— 324-й поезд, который пущен от Нижнего Бестяха до Нерюнгри, мне кажется более уютным, чем средний поезд РЖД. На линию поставлены новые, комфортные вагоны. Я ехал в купе, но видел, как выглядит плацкарт. Мне показалось, что, возможно, это эффект новизны. Но в целом очень комфортно.
Что еще проверили на себе, осветили в своем блоге, кроме поездки на поезде?
— Сервис «Переправа» — комбинированный билет, который включает в себя перевозку автобусом до пристани и переправу через реку Лену. Мне было интересно, как этот сервис выглядит, чему подвергаются пассажиры, как это смотрится со стороны и сколько займет времени путь от Нижнего Бестяха до Якутска. Я замерил: поездка длится 2 часа. Единственное, что мне непонятно, как этот сервис будет работать во время ледостава и ледохода. Зимой, понятно, будет перевозка автобусом прямо на площадь Речного вокзала. Тем не менее сам сервис неплохой, за исключением одного финального момента, который, в общем-то, смазал все впечатление, — высадка в Речном порту Якутска. Это издевательство над пассажирами, потому что все, естественно, нагруженные сумками и чемоданами, выходят из большого речного трамвайчика, поднимаются на дебаркадер и дальше карабкаются по абсолютно не оборудованным трапам с большим уклоном. Это нечто.
Также я посмотрел, изучил, как устроена инфраструктура Якутска и его пригородов: какой тут ходит транспорт, какие тут взаимоотношения между пешеходом и водителем и, вообще, какие скорости, пробки и прочее.
И чем, на ваш взгляд, транспортная инфраструктура Якутска отличается от других городов страны?
— Во-первых, бедностью альтернатив: здесь есть только «царь дорог города Якутска» — ПАЗик с небольшой вместимостью. Я думаю, что ПАЗики тут составляют 90% всего автобусного парка. Ходят достаточно часто, маршрутов много, но часто друг другу мешают — я так понимаю, что графика четкого нет. И, конечно, я обратил внимание на то, что в Якутске почему-то достаточно высокая загазованность улиц. С чем это связано? Возможно, с климатом, с географией, с тем, что город расположен в такой замкнутой низине. Я в разных северных городах бывал, в том числе в областных центрах: в Южно-Сахалинске, Петропавловске-Камчатском, в Чите, Улан-Удэ и Благовещенске, но в Якутске загазованность высокая и ощущается, что именно транспортными выхлопными газами. Может быть, это связано с тем, что не очень строго техосмотр здесь поставлен — и такое может быть.
Какие у вас общие впечатления от города? Что вас удивило, когда вы оказались в Якутске?
— Якутск встретил меня летним теплом в +18-20 градусов, хотя было начало сентября. Я считал, что приеду в какую-то суровую тундру, а оказалось, что тут почти обычная среда. Меня удивило, и все время глаз за это цеплялся, — здания в городе на сваях. Это очень необычно. А так город живет обычной жизнью республиканского центра с нормальными российскими реалиями. Я считал, что здесь будет суровее, когда ехал сюда.
Меня удивило то, что город в центре очень новый. Прямо невооруженным глазом видно, что 60-70% зданий построено за 17-20 лет. Архитектура, конечно, разная: есть удачные проекты, но очень много современной безвкусной архитектуры. Кроме того, у Якутска стандартная болезнь северного города — засилье хаотических вывесок и, видимо, отсутствие регулирования рекламы. Везде растяжки, плакаты, билборды — абсолютный хаос. Нет единой политики по рекламе и ограничения количества вывесок на квадратный метр.
Еще в минус можно сказать, что здесь цены выше, это ощутимо. Жизнь здесь дороже. В плюсы могу сказать, что Якутск выглядит как столица республики — есть здания презентабельные. Мне очень понравился комплекс СВФУ: красивые здания, хороший кампус, который производит положительные впечатления для 300-тысячного города. Он, возможно, был бы украшением и миллионного города.
Не знаю, как считают местные жители, но поскольку я был в нескольких десятках областных и республиканских центров, то я могу сказать, что и Дом правительства, и местный парламент, и мэрия выглядят достаточно скромно для такой большой республики. Во многих сибирских городах гораздо более шикарные правительственные здания.
Еще интересный момент, что здесь нет больших торговых сетей, таких, к которым мы привыкли почти во всей России, то есть «Пятерочка», «Магнит», «Копейка», «Дикси». Но поесть в столице Якутии турист может вполне нормально. Причем по приемлемой цене — я ожидал худшего от отдаленного северного города. Уровень обслуживания тоже нормальный.
А как вам местные жители?
— Мне понравилось достаточно большое дружелюбие людей, интерес. Везде вежливо и корректно подсказывают, если спросишь, в автобусе, на улице. За 4 дня не было ни одного случая, чтобы со мной обошлись плохо. В плане дружелюбия — город выше среднего. В этом плане, если сравнивать, допустим, с Улан-Удэ, столицей Бурятии, там как-то более жестковато. Может, из-за того, что северный город и здесь момент взаимовыручки и внимания акцентирован больше, чем на юге. Просто Улан-Удэ и Якутск — города одного калибра, поэтому я их непроизвольно сравнивал между собой. И тот, и другой — республиканские столицы.
Если составить рейтинг всех городов, в которых вы бывали, то какое место в нем занял бы Якутск?
— Сложно сказать, потому что я все города делю по ранжиру: миллионники у меня в одной лиге, полумиллионники в другой, и такие вот, от 100 тысяч до полумиллиона жителей. Якутск был бы чуть выше серединки, если брать города Дальнего Востока. Опять же, понимаете, Владивосток и Якутск сравнивать тоже нельзя, хотя вроде бы они по населению отличаются всего лишь в два раза, но это города разной лиги. А если сравнивать с Петропавловском-Камчатским, который в советское время был больше Якутска, а сейчас значительно меньше, то Якутск имеет более столичный облик. Южно-Сахалинск — еще ниже.
Когда ваши знакомые соберутся в наш город, что вы им посоветуете?
— Я им дам совет, во-первых, попробовать местную еду. Я обязательно иду на рынок и смотрю, что есть и почем, это одна из сфер узнавания города в целом. Могу сказать, что здесь довольно специфическая кухня. Жеребятина мне понравилась, оленина — меньше. Пробовал чир — вкусный, но, к сожалению, дорогой — 1000-1200 за кило. На Камчатке красную рыбу благородную можно купить практически вдвое дешевле. Строганина и салат «Индигирка» тоже понравятся, скорее всего, не всем.
Во-вторых, я бы рекомендовал переправиться через Лену и ощутить мощь этой реки. Меня, несмотря на то, что говорят, что Лена сильно обмелела, очень впечатлил ее масштаб. Когда плыл по реке, у меня сердце билось учащенно.
Надо сказать, что у меня довольно специфические интересы, они сосредоточены на сфере транспорта, поэтому я не смотрел традиционные достопримечательности. Меня интересовала обыденная жизнь, я посмотрел несколько видов застройки: съездил в новый микрорайон, посмотрел старую застройку, бараки периода Алсиба и среднюю.
Что будете критиковать?
— Без критики не обойтись, но такой специальной цели у меня не было. В любом случае по транспорту есть определенные замечания, и я в своих аналитических материалах о них буду писать. Излишняя высотность — здесь столько места, зачем строить такие высокие гигантские дома? Плотность населения несет повышенную нагрузку на все инфраструктурные составляющие: водопровод, электроэнергию, канализацию и все остальное, и транспорт в том числе, и на пробки.
Пробки — следствие дорожной сети, во-вторых, здесь не регулируется приоритет общественного транспорта. Почему автобусы так медленно здесь ползут? Потому что нет ни одной выделенной полосы, где чувствовалось бы преимущество перед обычными автомобилями. В центре автомобилист должен быть притесненным. Я понимаю, что это непривычно слышать обычному якутянину, который на машине везде рассекает, но тем не менее общественный транспорт должен иметь в центре города приоритет, чтобы обычный человек, когда он не на машине или вообще без нее, мог быстро сесть, приехать и уехать. Потому что город в принципе небольшой, можно очень быстро пересекать его.
Как, на ваш взгляд, можно решить эту проблему?
— Эту проблему нужно решать комплексно, одной мерой никак не обойтись. Еще одна проблема города — хаотическая парковка. Здесь заезжают на джипах на газоны, занимают какие-то немыслимые места, куда-то карабкаются и так далее. Недостаточно парковочных мест? Значит, нужно ограничивать число частных автомобилей в центре города. Всегда в центре города приоритет имеет пешеход, второй приоритет у пассажира общественного транспорта, и только третий — у частника. Потому что частник везет себя любимого на своей машине, которая занимает 20 квадратных метров вместе с зоной вокруг него, а автобус везет 43 человека на 30 квадратных метрах — естественно, он должен иметь приоритет. Ну и, конечно, возможно, стоит подумать в центре о платной парковке — это сразу ограничит концентрацию автомобилей. Человек уже подумает, будет ли он бросать свое авто где-то возле торгового центра в хаотическом месте просто так или встанет за деньги на 2 часа и потом быстренько уедет. Такие ограничения начинают дозировать пребывание автомобилистов. Кроме того, бесконтрольное движение несет большую загазованность, я уже о ней упоминал.
Хотелось бы вам снова побывать в нашем городе?
— Да, я хочу сюда вернуться, но только непременно зимой. Я понимаю, что зимой колорит города, его особенности, его портрет будут выражены абсолютно по-другому. Зимой мне будет интересно приехать и посмотреть, как живет город в экстремальной обстановке. В течение 2-3 лет хотелось бы найти возможность, чтобы приехать сюда в зимний период.
Автор: Ника Гаврильева, фото: Вадим Скрябин
Источник: