«Современному обществу не хватает общения с природой». Художник Иннокентий Корякин — о своих картинах и связанной с ними мистике
Иннокентий Корякин — потомственный художник-живописец, член Союза художников России, отличник культуры Якутии. Он рассказал News.Ykt.Ru о том, что в его жизни предвещают картины, о знаменитом отце и о том, как глава Якутска Сардана Авксентьева тронула его душу и сердце.
Мне кажется, каждый якутянин находит в ваших картинах что-то свое: воспоминания о детстве, родной деревне, близких людях, моменты удачной охоты, простого счастья. Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями. Что именно вы хотите передать зрителю через свои картины?
— Будучи представителем народа саха, я волнуюсь за свою республику. Пытаюсь напоминать людям о нашей культуре. Сейчас, во времена глобальных изменений, важно не потерять ее. Важно не утратить свою индивидуальность. Эта проблема мне очень близка. Современному обществу не хватает общения с природой. Природа — это наше богатство. Даже когда я бываю в других странах, мне не хватает масштаба нашей земли. Все кажется таким тесным. Для художника природа — это вдохновение. Связь с природой обогащает нашу культуру.
Моя тема и персонажи — это люди прошлых лет. Почему? Они мне ближе, кажутся более настоящими, чистыми и неиспорченными.
К примеру, что вы хотели рассказать, передать этой картиной?
Мне кажется, что это ностальгия по детству: запах дымокура, свежее деревенское масло. Главный герой этой картины — якутская корова. Ее исчезновение — большая проблема и мое главное переживание. Ее оттеснили в советское время холмогорской и симментальской породами коров. Считали, что у наших коров меньше молока и мяса. Хотя они были намного полезнее и качественнее. Сейчас якутскую породу пытаются возродить и восстановить. Надеюсь, что получится. Я помню этих коров в детстве. Они встречались у пары семей. Такие маленькие, с тонкими рогами, как у коз, и интересной расцветкой.
Персонажи образные или в картинах можно найти реальных людей?
— Образные, реальных персонажей мало. Мои картины — это личная фантазия. Хочу отметить, что в целом в своих работах я стараюсь показывать позитив, радость и счастье, не сильно вникая в какие-то проблемы.
Мне кажется, творческие люди намного сильнее переживают за свой народ и культуру. Объясните, пожалуйста, как это приходит?
— Мне кажется, это приходит с возрастом. Именно с возрастом приходит желание быть полезным своему народу, внести свой вклад, оставить будущим поколениям свои труды, мысли, переживания. Конечно, я сам не жил в периоды, которые изображены на моих картинах. Тем не менее мне хочется делиться своим видением.
Какая работа ближе всех к сердцу?
— Все, я переживал и болел за каждую из них. Но все же есть одна, называется «Атастыылар». Моя первая работа, которую оценил зритель. На ней изображены два мальчика, которые возвращаются с удачной охоты. Картина стала предвестником появления нашего второго сына. Счастливую новость мы узнали вскоре после завершения картины. Поэтому она мне очень дорога, она не продается и не дарится.
Еще один случай произошел с портретом деда Дмитрия Николаевича Корякина. Картина прошла отбор на международную выставку в Центральном Доме художника в Москве в честь 70-летия победы в ВОВ. Стоит отметить, что отбор был серьезный. Картина была выставлена среди работ известных советских и современных авторов. Интересно, что в тот же день на нас вышел поисковик. Я попросил его помочь в поисках моего дедушки, который пропал без вести в Сталинграде. Наша семья давно его ищет. Поисковик быстро нашел информацию и доложил, что нашел в списках человека с таким же именем, как у нашего деда. Он был похоронен в Саратове, погиб в эвакопункте, была известна дата смерти. Для меня это было очень загадочно и мистично, как будто дед сам дал о себе знать. К сожалению, по последней информации появились сомнения, но надежда есть. Может, эта информация поможет в дальнейших поисках.
Сколько у вас работ и как проходит процесс создания картин?
— Если честно, я даже не знаю. Очень много работ находятся на руках. Вдохновение приходит в процессе творчества. Даже если нет желания, заставляешь себя работать, и во время работы само собой появляется желание творить. Бывает, что картина выходит сама по себе. Иногда и вовсе может не получиться, и на холст накладывается несколько рисунков. Как вы знаете, такое часто встречается в мировом искусстве. Обычно говорят, что художник намеренно спрятал какой-то тайный смысл. Но я с этим не согласен. Это всего лишь процесс работы, и все намного проще. Возможно, художнику или заказчику не понравился рисунок или что-то не получилось.
Заметила, что в ваших картинах преобладают фиолетовый и голубой.
— Так и есть. Если приглядеться, то у каждого художника есть любимый цвет. Видимо, у меня это голубой, синий и фиолетовый. Как ни крути, все равно так получается.
Поговорим про критику. Как вы к ней относитесь? Что обычно не нравится зрителям в ваших картинах?
— Критика есть в любом деле. Без нее никак. Ее надо услышать, понять, но не принимать близко к сердцу. Лично я принимаю профессиональную критику. Художники тоже этим занимаются, но это тоже надо уметь. Мои главные критики — это семья и друзья. Я всегда с ними советуюсь.
У меня есть одна «скандальная» работа, которую я показал совсем недавно. Называется «Таптал». Люди отреагировали на нее неоднозначно. Некоторые подписчики в соцсети написали, что раньше якуты выражали свои чувства по-другому — прикасались носом друг к другу, вдыхая запах. Я объяснил, что картина — это мое видение любви. Любовь — это самое прекрасное и искреннее чувство. Без нее никак. Многие затрагивали эту тему. Вот и я решил. Смотрите, их любовь будто усилила огонь в дымокуре. Надеюсь, люди оценят эту картину.
По поводу картины «Күнү көрсө» тоже были споры. Знающие люди, увидев ее, сообщили мне, что бивни мамонта, согласно закону физики, выходят из-под земли задом наперед. Возможно, так и есть. Но мне, как художнику, было выгодно нарисовать его именно так. Иначе было бы непонятно.
Некоторые люди не следят за реакцией зрителей. А вы?
— Я слежу. Мы работаем не для себя, а для людей. У каждого художника должен быть свой зритель. Кому-то нравится, кому-то нет, другие и вовсе проходят мимо. Реакция бывает разная. Когда зрителю нравятся твои работы, это очень вдохновляет. Хочется творить дальше.
О вас я узнала после того, как глава Якутска Сардана Авксентьева написала пост на своей странице в Instagram. Какие чувства вы тогда испытали?
— Внимание, конечно, льстит. Она написала добрые слова, тронула сердце и душу. Это был день празднования ысыаха. Сперва я подумал, что мою страницу взломали. Подписались тысячи людей. Только к вечеру я понял, что это из-за поста мэра. Она сделала большую рекламу (смеется).
А заказов у вас много? Бывает, что просят нарисовать что-то кардинально другое?
— Если задача тяжела и непонятна, то я не берусь. Обычно рисую то, что ближе. А так, интересующихся людей достаточно. Очень много заказов по иллюстрациям, но это не мое. Людям кажется, что это легко, однако это не так. Это другой жанр, им занимаются художники-иллюстраторы.
Сегодня говорят, что настало хорошее время для творческих людей. Вы согласны с этими словами?
— Согласен. Сегодня нет жестких ограничений, как раньше. Рисуешь то, что хочешь.
А выражение «бедный художник» актуально?
— Да. Я еще не встречал богатого художника (смеется). Раньше я преподавал в Намском педагогическом колледже. Затем переехал сюда и работал в Институте современного искусства. Сейчас вот уже почти пять лет нахожусь в свободном плавании. Есть своя мастерская, ее мне предоставил Союз художников. Очень сильно выручили. До этого я работал дома, где была специальная комната площадью два на два.
А кто ваши кумиры? Чьи работы вас вдохновляют?
— Во-первых, мой отец. С возрастом я все больше понимаю, что он был профессионалом. Прекрасно работал с цветом и композицией. У него не было высшего образования, он окончил только училище. Это было поколение именитых, сильных и талантливых художников, которых можно пересчитать по пальцам. Их работы сейчас выставлены в музеях. Смотришь на них и просто восхищаешься.
Иннокентий с отцом
Иннокентий Дмитриевич Корякин (1931-1999 гг.) — живописец, член Союза художников СССР, автор иллюстраций к эпосу-олонхо «Ньургун Боотур Стремительный» (с В.С. Карамзиным и Э.С. Сивцевым), участник многих художественных выставок. Родом из Мельжихсинского наслега Чурапчинского района. Посвятил свое творчество сельским труженикам. Его живопись обладала тонким колоритом, плотной фактурой письма. Известные работы: «Коневоды Амги», «Дед с внуком», «Старики» и многие другие.
На фото — бабушка Александра Митрофановна, отец Иннокентий Дмитриевич, мама Рево Гаврильевна, сестры Светлана и Мотрена, братья Гавриил, Степан, Дмитрий, Александр и сам Иннокентий
У них был высокий уровень. Они работали на качество. Да и время такое было, был жесткий контроль. Очень сильно работал худсовет, было много критики. Сейчас такого нет. В этом плане мы свободны. Возможно, поэтому сейчас идет спад. Есть такое ощущение. Однако все решит время. Оно расставит все по местам.
Мне сейчас очень сильно не хватает отца. Сидели бы рядом и рисовали, советовались бы. Работать с отцом — счастье. Иногда он мне снится. Обычно к удаче. Однажды мне приснилось, что он молча подошел к моей картине и что-то исправил. Наутро я удачно сдал картину своим заказчикам.
Он оказал влияние на ваш выбор стать художником?
— Мне кажется, что мои родители давно решили, что я стану художником. С 4 класса я учился в художественной школе, после 8-го поступил в худучилище. Затем поступил в Красноярский художественный институт.
Кого вы можете выделить из мировых художников?
— Мне нравятся работы советского художника Аркадия Пластова. Он тоже рисовал сельских людей. Я знаком с его работами с детства. Когда-то здесь, в НХМ, были выставлены его картины. Я был в большом впечатлении: техника, цвет. Тогда я еще сильнее убедился, что он является великим художником. Он оставил огромный след в искусстве.
Когда ждать вашу персональную выставку?
— Должна была быть в марте, но ее перенесли на лето. Надеюсь, что получится. Сейчас я усердно работаю, должен представить несколько новых работ. Напоследок хочу поздравить всех якутян с наступающим 2020 годом. Пусть грядущий год принесет всем только удачу, счастье и здоровье!
Мольберт отца художника
Фото Вадима Скрябина
Автор: Марианна Кутукова
Источник: