Торговая сделка между США и Китаем: пять вещей, которых в ней нет
США и Китай после почти двухлетних военных действий наконец-то подписали торговое соглашение «первого этапа». Но в нем затронуты более легкие аспекты их трудных отношений, а также уточняются некоторые тарифы.
Самые большие препятствия еще впереди и они могут помешать заключению второго этапа — соглашения, которое теоретически устранит все тарифы и принесет столь необходимое облегчение для мировой экономики.
Так что же не вошло в соглашение?
1. Промышленные субсидии и «Сделано в Китае 2025».
Сделка не затрагивает амбициозную программу Пекина «Сделано в Китае до 2025 года», которая призвана помочь китайским компаниям преуспеть и стать лидерами мирового уровня в области новых технологий.
Оно также не касается субсидий, которые Китай предоставляет своим государственным предприятиям.
Вашингтон рассматривает «Сделано в Китае в 2025 году» как прямую угрозу своему господству в развитии технологии, заявляя, что китайские компании догнали американские — иногда опережая их — потому что они получают несправедливую и чрезмерную помощь от китайского правительства в форме субсидии.
Это были одни из самых острых проблем, с которыми столкнулась администрация Трампа, но они были перенесены на второй этап, наряду с «доступом к рынкам в таких секторах, как облачные услуги, проблемы кибербезопасности и управления данными».
Пекин утверждает, что не несправедливо субсидирует эти отрасли или компании, но реальность такова, что Китай не собирается так легко отказаться от господства в этих секторах.
2. Huawei
Торговая сделка не уменьшит давления США на Huawei, китайского телекоммуникационного гиганта, попавшего под перекрестный огонь торговой войны. Министр финансов США Стив Мнучин заявил, что компания не является «шахматной фигурой» на переговорах.
Это разочарует и Huawei, и китайское правительство, которое было взбешено тем, как Вашингтон связал судьбу компании с отношениями между США и Китаем.
3. Доступ для иностранных финансовых компаний
Хотя в соглашении действительно говорится об открытии доступа к рынку для компаний, предоставляющих финансовые услуги, некоторые аналитики говорят, что этого недостаточно , чтобы обеспечить им равный доступ к рынку.
Китай уже публично заявил, что он открывает свой сектор финансовых услуг, и недавно позволил иностранным компаниям иметь большую долю в китайских фирмах.
Даже если платежные фирмы США имеют больший доступ на китайский рынок, трудно понять, как они могут конкурировать. Администрация Трампа также будет пристально следить за тем, будет ли Китай искренне применять свои обязательства по одинаковому отношению к иностранным и отечественным фирмам, и это может стать потенциальной областью, в которой сближение может быть сорвано.
4. Исполнение и толкование
Сделка имеет механизм разрешения споров, который требует, чтобы Китай — после того, как была подана жалоба — начал консультации с США, а Пекин должен спор решить.
В соглашении не учитывается, как обе стороны будут интерпретировать ключевые аспекты соглашения. Уже есть признаки различий.
5. Дальнейшее снижение тарифов
Сделка не включает в себя четкие сроки, когда действующие тарифы будут снижаться.
Согласно исследованию Института международной экономики им. Петерсона, средние тарифы с обеих сторон по-прежнему примерно на 20% выше, чем до войны, — в шесть раз выше, чем когда начался спор. Это означает, что компании и потребители все еще платят больше.
По общему признанию, администрация Трампа оставила угрозу тарифов на месте как рычаг, чтобы победить Китай — в случае, если Пекин не выполнит свои обязательства.
Может ли предварительное торговое соглашение, достигнутое в период, когда китайско-американские стратегические отношения явно ухудшаются, действительно работать? Будет ли оно заменено новые конфликты или дальнейший прогресс по мере продолжения переговоров?
Потенциал возобновления торговой напряженности с обеих сторон все еще очень велик.
Источник: