Вечные ценности и их отсутствие: Каннский фестиваль близится к концу

Основная часть программы уже показана, и настал тот момент, когда можно увидеть замысловатый рисунок в кусочках мозаики

Новая лента братьев Дарден «Молодой Ахмед», показанная в
самый разгар фестиваля, рассказывает о юноше, исповедующем ислам.
Максимализм, свойственный подросткам, заставляет Ахмеда постоянно изучать Коран, отчитывать маму за вино и отсутствие хиджаба, не пользоваться зубной
щеткой. После ссоры с учительницей арабского и неосторожного комментария имама мальчик решает наказать «неверную» и нападает на нее с ножом. Ахмед не
оставляет попытки довести свое дело до конца даже после ареста – он готовится к
нападению в стенах исправительного учреждения, ждет очной ставки, чтобы нанести
удар.

Жан-Пьер и
Люк Дарден совершили попытку показать, как рождаются фанатики. Однако их
позиция внешнего наблюдателя никак не позволяет раскрыть внутреннее содержание этого явления. Тут вспоминается фильм Фатиха Акина «На пределе», в котором
удалось терроризм не только осудить, но и объяснить. Героиня фильма,
показанного в Каннах в 2017 г., проходит путь от матери семейства до
террористки-смертницы, и каждый шаг в этом пути мотивирован и понятен зрителю.
Диана Крюггер заслуженно получила приз за лучшую женскую роль в этой картине.

В «Молодом
Ахмеде» есть описание внешних признаков фанатизма, но нет анализа причин его
возникновения, нет внутренней логики героя. Зрителя не отпускает постоянная
негативная авторская оценка внешнего непонимающего наблюдателя. И потому неудивительно, что весь радикализм Ахмеда теряется после удара головой об землю.
Как будто этого достаточно, чтобы убеждения и ценности улетучились.

Другой
пример следования ценностям и убеждениям демонстрирует Терренс Малик в своем
фильме «Тайная жизнь». Картина, основанная на реальных событиях, показывает
жизнь и быт австрийского крестьянина Франца Егерштеттера и его семьи. Героя
картины казнили нацисты за отказ присягнуть Гитлеру и служить вермахте. Молодой
австриец не стал шагать в ногу с толпой и остался верен своим религиозным
убеждениям. Совсем как Ахмед братьев
Дарденов. Но тут как раз взгляд изнутри, а не снаружи.

Малик
остается верен своему авторскому стилю и показывает невероятную природу и
крестьянскую жизнь настолько красиво, что она завораживает. Особый вклад в
картину делает симфоническая музыка, впечатляет операторская работа. Но самое
главное – Малику удается сопереживать своему герою, показывать реальность его
глазами. В природе австрийских холмов как будто ощущается присутствие Бога,
контакт с которым и придает герою уверенность в собственной правоте. Фильм
Терренса Малика считают фаворитом Каннского конкурса.

Что
любопытно – та же верность религиозным убеждениям в картине Дарденов видится
как преступление, а в «Тайной жизни» подается как подвиг. Авторская оценка
решает все. А также верность ценностям нового времени, которые гласят:
ненасилие – есть главная добродетель современного человека.

В конкурсе «Особый взгляд» состоялась еще одна премьера российской картины. Новая работа
Ларисы Садиловой «Однажды в Трубчевске» была включена в программу в последний
момент. Злые языки утверждают, что решение было принято из-за негласной
«женской квоты» – с некоторых пор отборщики следят, чтобы в конкурсе было
достаточно женщин-режиссеров. Фильм раскрывает тему супружеской неверности: герои картины месяцами встречаются втайне от своих семей, живя при этом в
соседних домах провинциального городка.

В отличие
от Дарденов и Малика, тема ценностей и убеждений в фильме Садиловой отсутствует
в принципе. Герои мотивированны исключительно своими импульсами и шкурными
интересами. Авторской оценки происходящего с морально-этических позиций тоже
нет, что можно отнести к достоинствам картины – оценка с таким подходом к
повествованию все больше и больше напоминает произведение в жанре «жизнь
насекомых». Смотреть на человека как на зверька, который решает поведенческую
задачку, проходит лабиринт, например, может быть довольно интересно.

Другой
пример сближения образов человека и животного можно увидеть в конкурсной
картине «Паразит» корейского режиссера Пон Джун-хо. В центре сюжета нищая
корейская семья – отец, мать, сын и дочь, которые обманом и интригами
втираются в доверие к местным богачам и паразитируют на их состоянии. Фильм
демонстрирует колоссальное экономическое неравенство в современной Корее, до
боли понятное российскому зрителю. Помимо классовой вражды, героями движет
семейственность – стремление продвинуть своих выше по пищевой пирамиде.

Жизнь
насекомых по-корейски, в отличие от взгляда из российской глубинки, наполнена
юмором и иронией, непредсказуемыми сюжетными поворотами и неожиданным кровавым
финалом в лучших традициях жесткого азиатского кино. Если верить автору,
единственный способ не стать паразитом – это вырваться из нищеты, что для
героев оказывается прочти невозможным. Ответа на вопрос «Как перестать быть
животным?» в российской картине нет. И даже вопрос такой не ставится.

Уже совсем
скоро мы узнаем решение жюри. Фестиваль закрывается завтра, так что интрига
пока сохраняется. Ждем итогов. 

Мария РАЗЛОГОВА

Источник: utro.ru